С 1 сентября 2000 года на кафедре педагогики и психологии филологического факультета открылась новая специальность «Психология». Днем рождения  кафедры психологии как самостоятельной единицы можно считать 1 октября 2003 года, когда был издан приказ о делении кафедры педагогики и психологии на две: кафедру педагогики и кафедру психологии. И уже в 2004 году кафедра выпустила первых бакалавров-психологов, а в 2005 году – магистров и специалистов психологии. С 2003 по 2008 г.г., до конца своей жизни, кафедру возглавляла доктор психологических наук, профессор Потапова Валентина Дмитриевна. Ее докторская диссертация была посвящена подготовке будущих психологов,а авторскиеподходы легли в основу концепции подготовки студентов-психологов Донецкого национального университета. За научную, научно-методическую и преподавательскую работу была награждена знаком «Отличник образования», а также грамотами Министерства образования и науки Украины. Валентина Дмитриевна всегда была «патриотом» психологии. Делом ее жизни явилась разработка новых, более эффективных методов подготовки профессиональных психологов.

Говоря о своих научных взглядах, В.Д. Потапова называла себя «разумным эклектиком», имея в виду уважительное отношение к идеям представителей всех классических психологических теорий. Центральной в ее научной деятельности была идея сочетания в учебном процессе традиционных методов подготовки психологов с развитием интуитивного отражения на основе использования художественной литературы, актерской игры и других видов искусства.

С 2008 года кафедрой руководит кандидат психологических наук, доцент Алла Валериановна Гордеева специалист в области компьютерной психодиагностики. Принимала участие в разработки 8  компьютерных психологических комплексов для диагностики личности и персонала. Является одним из авторов адаптации и стандартизации  психологической методики FERUS («Опросник для выявления ресурсов и способностей к самоуправлению», авт.  Мари Як, Германия). Работа проходила в рамках совместного проекта с университетом г. Регенсбург (Германия). Имеет более 100 научных работ, около 30 научно-методических изданий, под ее общей редакцией вышло 4 коллективных монографии. Постоянно участвует в научно-практических конференциях разного уровня, съездах психологов России. Является организатором проведения научно-практических мероприятий кафедры (межвузовский, региональный, международный уровни).

В настоящее время на кафедре работают 29 штатных преподавателей и 6 совместителей. Подготовку специалистов-психологов осуществляют 3 доктора наук, профессоры, 14 штатных кандидатов наук, 8 доцентов, старшие преподаватели и ассистенты. Подготовка будущих психологов осуществляется по трем направлениям подготовки:

- 37.03.01 Психология (Академический бакалавр)

- 37.05.02 Психология служебной деятельности (специалист)

- 37.04.01 Психология (магистр)

Формы обучения – дневная и заочная.

При кафедре открыта аспирантура по специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности,история психологии».

Кафедра готовит специалистов, как для практической, так и для научной деятельности.

В период обучения студентам создаются условия для научно-исследовательской деятельности – они привлекаются к комплексным исследованиям вместе с профессорско-преподавательским составом, участвуют в научных психологических олимпиадах, конференциях регионального, государственного, международного уровня.

Существует студенческое научное общество, в котором будущие психологи осуществляют первые научные пробы. Многие студенты-психологи  являются призерами Республиканских олимпиад по психологии, победителями научных конкурсов. Студенты публикуют статьи по результатам выполненных исследований в специализированных изданиях.

В учебный план  подготовки студентов входит достаточное количество лабораторных работ по ряду дисциплин (общая, экспериментальная психология, психофизиология, дефектология и др.), практикумы по общей, клинической и социальной психологии, по психологии труда, есть такие дисциплины, как «Практическая психология», «Основы консультирования», «Психологические тренинги». Проведение такого вида занятий затруднено в условиях обычной аудитории.Для этих целей создана учебная лаборатория. В штате кафедры есть должность заведующего лабораторией.

На лабораторных работах студенты знакомятся с основными методами и методиками диагностики психических явлений (процессов, свойств, состояний), а также вырабатывают умения проводить несложные диагностические исследования, обрабатывать результаты и интерпретировать их, осваивают психологические приемы и техники практических действий по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Студенты работают индивидуально, в парах, малых группах. Одни виды лабораторных работ могут проводиться в обычных аудиторных помещениях, другие – требуют специально оборудованного помещения с возможностью конструирования психологического пространства и наличием средств видеофиксации.

А для проведения занятий с использованием компьютерной психодиагностики, а также применения информационных технологий в работе психолога используются компьютерные классы университета.

Кафедра обладает достаточным количеством учебно-методического обеспечения по дисциплинам. Широко представлена учебная и научная литература в библиотеке, в том числе и периодика. Ежегодно издаются новые учебно-методические материалы.

Укреплению научных связей по вопросам организации научной и практической работы в области психологической науки и образования способствует заключение договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями Российской Федерации, проведения общих научных мероприятий. Международные научные связи кафедры устанавливаются и регулируются в пределах договоров кафедры, факультета и университета с научными заведениями и организациями зарубежных стран. В настоящее время кафедра сотрудничает:

  1. ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  2. Южный федеральный университет
  3. ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет им. Т. Шевченко»
  4. Абхазский государственный университет
  5. ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
  6. Воронежский государственный университет
  7. ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет»

На данный момент кафедра активно сотрудничает с ведущими медицинскими и образовательными учреждениями ДНР,среди которых ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования;Республиканская клиническая психоневрологическая больница – Медико-психологический центр, Городская психоневрологическая больница г. Горловки МЗ ДНР, Республиканский наркологический центр МЗ ДНР, Республиканский онкологический центр им. Профессора Г.В. Бондаря МЗ ДНР, Государственный пожарно-спасательный отряд г. Донецка МЧС ДНР.