Новости университета

Скафа Елена Ивановна

Должность: 
проректор по научно-методической и учебной работе, заведующая кафедрой высшей математики и методики преподавания математики

Перечень преподаваемых дисциплин: 
  • методика обучения математике;
  • методология и методы научных исследований;
  • эвристическое обучение математике;
  • основы проектно-эвристической деятельности будущего учителя математики;
  • компьютерное моделирование эвристико-дидактических конструкций.

Уровень образования: 
высшее, специалитет. Донецкий государственный университет, 1978 г.

Наименование направления подготовки или специальности: 
специальность: «Математика»

Квалификация: 
математик, преподаватель

Ученая степень: 
доктор педагогических наук

Ученое звание: 
профессор кафедры высшей математики и методики преподавания математики

Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке: 
1. Удостоверение о повышении квалификации QB № 1818054005 от 14.05.2018. Тема: «Актуальные проблемы методики обучения математике и информатике в условиях новых ГОС ДНР», 144 часа. ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». 2. Сертификат о повышении квалификации по программе «Работа в электронной информационно-образовательной среде вуза» в количестве 16 часов, приказ № 26/05 от 15.02.2018 г., ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 3. Удостоверение о повышении квалификации № QB 0219001022 от 15.02.2019 г. по программе «Педагогика высшей школы и ИКТ», 144 часа. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 4. Сертификат о прохождении обучения и проверке знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности в рамках повышения квалификации в количестве 16 часов, приказ № 52/05 от 12.03.2019 г. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 5. Удостоверение о повышении квалификации № 612407485197 по программе повышения квалификации «Управление и экономика в высшем образовании», 144 часа, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», 2019 г. 6. Удостоверение о повышении квалификации № 612407485182 от 15.05.2019 г. по программе повышения квалификации «Актуальные проблемы научно-педагогических исследований», 36 часов, Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 7.Удостоверение о повышении квалификации № QB 0220001030 от 24.01.2020 по программе повышения квалификации «Информационные системы и технологии в управленческой деятельности образовательных и научных организаций», 72 часа, ГОУ ВПО «ДОННУ». 8. Удостоверение о повышении квалификации № 122410902804 от 13.11.2020 по программе повышения квалификации «Организация учебного процесса в соответствии с новейшими требованиями», 32 часа, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебно-консультационный центр», Йошкар-Ола.

Общий стаж работы, лет: 
43

Стаж работы по специальности, лет: 
42

Тематика курсовых и дипломных работ: 
  • «Формирование информационно-аналитиче­ской культуры учащихся классов гуманитар­ного профиля в обучении алгебре и началам анализа»; 
  • «Компьютерно-ориентированная методика обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по алгебре и началам математического анализа»;
  • «Развитие математических способностей школьников в системе дополнительного математического образования»;
  • «Формирование готовности будущего учителя математикик обучению решению текстовых задач»;
  • «Модернизация образовательной деятельно­сти классического университета в Донецкой Народной Республике»
  • «Организация эвристической деятельности в процессе обучения решению задач по линейной алг;ебре будущих учителей математики».

Научные интересы: 
  1. Современные технологии учебно-воспитательного процесса и организация образовательной деятельности в высшей школе.
  2. Компьютерное моделирование эвристико-дидактических систем.
  3. Конструирование методической системы эвристического обучения  математическим курсам в средней и высшей школе.
  4. Управление проектно-эвристической деятельностью будущего учителя в процессе его подготовки в классическом университете.

Основные научные публикации: 
  1. Скафа Е.И. Теоретико-методические основы формирования готовности будущего учителя математики к проектно-эвристической деятельности: монография. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 280 с.
  2. Скафа Е. И., Евсеева Е. Г., Абраменкова Ю. В., Гончарова И. В. Система подготовки нового поколения учителей математики на основе проектно-эвристической деятельности // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 208-222. doi: 10.32744/pse.2021.5.14108.
  3. Скафа Е.И., Абраменкова Ю.В., Чебаненко В.А. Коррекция учебных достижений обучающихся: работа над ошибками в 5–6 классах // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. – 2021. – № 53. – С. 76–86. DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-76-86
  4. Скафа Е.И., Ефимова А.Ю. Структурные компоненты профессиональной готов­ности будущего учителя географии к развитию у обучаемых природоох­ран­ных знаний // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 250-254. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0063
  5. Скафа Е.И., Королев М.Е. Технология смешанного обучения  математическому и компьютерному моделированию будущих инженеров // Педагогическая информатика. – 2021. – № 2. – С.95–104.
  6. Скафа Е.И. Организация проектно-эвристической деятель­ности будущих учителей математики по созданию мультиме­дий­ных средств обучения // Информатика и образование. – 2021. – № 5. С. 59–64. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-5-59-64
  7. Скафа Е.И., Ефимова А.Ю. К вопросу о понятии готовности к педагоги­че­ской деятельности буду­щего учителя // Вестник Луганского государственного педагогического университета : сб. науч. тр. / гл. ред. Т.Т. Ротерс; вып. ред. Г.Г. Калинина;  ред. сер. Е.В. Чепурченко. – Луганск : Книта, 2021. – № 1(55) : Серия 1. Пед. науки. Образование. – С.24-30.
  8. Скафа Е.И., Дерий И.А. Управление проектной деятельностью будущих учителей по подготовке к практике в дет­ских оздоровительных лагерях // Вестник Белгородского института развития образования. –  2021. –  Т. 8, № 1 (19).– С.99-112.
  9. Скафа Е.И. Эвристико-дидактические конструкции как средство овладения цифровыми навыками будущим учителем математи­ки. Электронный науч.-методич. журнал «Педагогика информатики». 2021; №1. Http://pcs.bsu.by/2021_1/5ru.pdf 
  10. Скафа Е.И. Педагогические технологии как инструмент форми­рования эвристических приемов у обучающихся в современной школе // Дидактика математики: проб­­лемы и исследования : Между­народ. сборник науч. работ. – 2020. – Вып.52. – С. 17–21.
  11. Скафа Е.И., Ганжа А.А. Технология компьютерного управления обобщением и систематизацией знаний по планиметрии // Вестник Белгородского института развития образования. –  2020. –  Т. 7, № 3 (17). –      С. 39–51.
  12. Скафа Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. – Донецк, 2019. – Вып.50. –  С. 24-29.
  13. Скафа Е.И., Бабенко Н.А. К вопросу о формировании профессиональной готовности  будущего  учителя в условиях реформирования образования Донецкой Народной Республики // Дидактика математики : проблемы и исследования : Междунар. сборн. науч. работ. – Донецк, 2018. – Вып. 47. – С.70-79.

 

 


Основные учебно-методические публикации: 
  1. Скафа Е.И. Методика обучения математике: эвристический подход. Общая методика : учебное пособие / Е.И Скафа; ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – Донецк : ДонНУ, 2020. – 440 с.
  2. Скафа Е.И. Методология и методы научно-педагогических исследований : учебное пособие / Е.И. Скафа, Е.Г. Евсеева. – Beau Bassin :   LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2019. – 228 с.
  3. Скафа Е.И. Практическая подготовка будущих учителей математики: педагогическая практика в школе: учебное пособие / Е.И.Скафа, Н.В. Коваленко. – 2-е изд., измен. – Донецк: ДонНУ, 2019. – 199 с.
  4. Скафа Е.И. Технологии эвристического обучения математике : учебное пособие / Е.И. Скафа, И.В. Гончарова, Ю.В. Абраменкова. – 2-е изд. – Донецк: ДонНУ, 2019. – 220 с.
  5. Скафа Е.И. Магистерская диссертация: проектирование, композиция, правила оформления :  методиче­ское пособие для студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль: математи­ческое образование). – 2-е изд. изм. и доп. / Е.И. Скафа, Е.Г. Евсеева. – Донецк: ДОННУ, 2018. – 132 с.
  6. Скафа Е.И. Основы научных исследований в области теории и методики обучения математике : учебно-метод. пособие / Е.И. Скафа. – Донецк: ДонНУ, 2016. – 107 с.

 





Дополнительная информация: 

Главный редактор Международного сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования» (ВАК ДНР, РИНЦ, IndexCopernicus, CyberLeninka, Google scholar));

Председатель диссертационного совета Д01.017.04 по педагогическим наукам;

Действительный член Академии информатизации образования Российской Федерации (избрана 23.06.2021г., протокол № 37).

Награждена нагрудным знаком «Отличник образования Донецкой Народной Республики» (приказ МОН ДНР 24.08.2017г. №70-нм)