Скафа Елена Ивановна

Должность: 
проректор по научно-методической и учебной работе, заведующая кафедрой высшей математики и методики преподавания математики

Перечень преподаваемых дисциплин: 
  • методика обучения математике;
  • методология и методы научных исследований;
  • эвристическое обучение математике;
  • инновационные технологии в высшей школе;
  • компьютерное моделирование эвристико-дидактических конструкций.

Уровень образования: 
высшее, специалитет. Донецкий государственный университет, 1978 г.

Наименование направления подготовки или специальности: 
специальность: «Математика»

Квалификация: 
математик, преподаватель

Ученая степень: 
доктор педагогических наук

Ученое звание: 
профессор кафедры высшей математики и методики преподавания математики

Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке: 
1. Удостоверение о повышении квалификации QB № 1818054005 от 14.05.2018. Тема: «Актуальные проблемы методики обучения математике и информатике в условиях новых ГОС ДНР», 144 часа. ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». 2. Сертификат о повышении квалификации по программе «Работа в электронной информационно-образовательной среде вуза» в количестве 16 часов, приказ № 26/05 от 15.02.2018 г., ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 3. Удостоверение о повышении квалификации № QB 0219001022 от 15.02.2019 г. по программе «Педагогика высшей школы и ИКТ», 144 часа. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 4. Сертификат о прохождении обучения и проверке знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности в рамках повышения квалификации в количестве 16 часов, приказ № 52/05 от 12.03.2019 г. ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 5. Удостоверение о повышении квалификации № 612407485197 по программе повышения квалификации «Управление и экономика в высшем образовании», 144 часа, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», 2019 г. 6. Удостоверение о повышении квалификации № 612407485182 от 15.05.2019 г. по программе повышения квалификации «Актуальные проблемы научно-педагогических исследований», 36 часов, Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 7.Удостоверение о повышении квалификации № QB 0220001030 от 24.01.2020 по программе повышения квалификации «Информационные системы и технологии в управленческой деятельности образовательных и научных организаций», 72 часа, ГОУ ВПО «ДОННУ».

Общий стаж работы, лет: 
47

Стаж работы по специальности, лет: 
41

Тематика курсовых и дипломных работ: 
  • «Формирование информационно-аналитиче­ской культуры учащихся классов гуманитар­ного профиля в обучении алгебре и началам анализа»; 
  • «Компьютерно-ориентированная методика обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по алгебре и началам математического анализа»;
  • «Развитие математических способностей школьников в системе дополнительного математического образования»;
  • «Формирование готовности будущего учителя математикик обучению решению текстовых задач»;
  • «Модернизация образовательной деятельно­сти классического университета в Донецкой Народной Республике»;
  • «Организация эвристической деятельности в процессе обучения решению задач по линейной алгебре будущих учителей математики».

Научные интересы: 
  • Компьютерное моделирование эвристико-дидактических систем в математике;
  • конструирование методической системы эвристического обуче­ния математическим курсам в средней и высшей школе;
  • управление профессионально-ориентирован­ной деятельностью будущего учителя в процессе его подготовки в классическом университете.

Основные научные публикации: 
  1. Скафа Е. И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, технология : Монография / Е. И. Скафа. – Донецк : ДонНУ, 2004. – 439 с.

  2. Скафа Е. И. Научные основы методического обеспечения кредитно-модульной системы обучения в высшей школе : Монография / Е. И. Скафа, Н. Н. Лосева, А. В. Мазнєв. – Донецк : ДонНУ, 2009. – 320 с. (укр.)

  3. Скафа Е. И. Конструирование учебно-познава­тель­ной эвристической деятельности по решению математических задач : Монография / Е. И. Скафа, В. Милушев. – Пловдив : ПУИ «ПаисийХилендарски», 2009. – 332 с. (болгарский язык)

  4. Скафа Е. И. Средства формирования ме­то­дической компетентно­сти будущего учителя в системе эвристического обучения ма­тематике / Е. И. Скафа // MathematicsandInformatics / JournalofEducationResearch. – vol.56. – number 3. - Sofia, 2013. – C. 211-223.                                                          

  5. Скафа Е. И. Управление эвристи­че­ской деятельностью шко­ль­­­ников во внеклассной работы по математике / Е. И. Скафа // Scienceand Education a New Dimension. – Vol. 5. – Budapest : SCASPEE, 2013. – С. 131-136.             

  6. Скафа Е. И. Эвристически ориентированные системы задач в обучении математике / Е. И. Скафа // Journal of Research in Innovative Teaching Publication of National University. - 2014. - Volume 7. - pp. 85-92. (англ)

  7. Скафа Е. И. Место профессионально-ориен­ти­рованной эврис­тиче ской деятельности в системе формирования профессиональной компе­тентности будущего учителя математики / Е. И. Скафа // Вестник Елецкого государст­венного университета им. И. А. Бу­нина. – Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2016. - Вып. 37, Серия : Педагогика (Исто­рия и теория математического образования). – С. 83-92.

  8. Скафа Е. И. Алгебраические струк­ту­ры в фундаменталь­ных курсах алгебры и теории чисел / Е. И. Скафа, Л. И. Селякова // Дидактика математики : проблемы и исследования : Международ. сборн. науч. работ. – Донецк, 2017. –  Вып.45. – С. 12-20.

  9. Скафа Е. И. Методологический подход к пониманию роли эвристической задачи в математическом образовании школьников / Е. И. Скафа, М. В. Дрозд // Дидактика матема­тики : проблемы и исследования : Междунар. сборн. науч. работ. – Донецк, 2017. – Вып. 46. – С. 15-20.

  10. Скафа Е. И. Принципы построения Концепции  образовательной деятельности современного университета / Е. И. Скафа, А. П. Гадлишина // Образование. Наука. Карьера : Сбор­ник научных статей  Междуна­род­ной научно-методической конфе­рен­ции  (28 января 2018 г.)  / ред. кол.: Горохов А. А. (отв. ред.) ; Юго-Западный госуниверситет. –  Курск : ЗАО «Универ­си­тет­ская книга», в 2-х томах. Том 1,  2018. –  С. 325-331.

  11. Скафа Е. И. Олимпиада по педагогике матема­тики и информатики для абитуриентов в системе адаптации будущего учителя к профессиональной деятельности / Е. И. Скафа, И. А. Дерий // Вестник Елецкого государст­венного университета им. И. А. Бу­нина. – Елец : ЕГУ им. И.А.Бунина, 2018. - Вып. 39, Серия : Педагогика (Исто­рия и теория математического образования). – С.128-134.

  12. Скафа Е. И. К вопросу о формировании профессиональной готовности  будущего  учителя в условиях реформирования образо­вания Донецкой Народной Республики / Е. И. Скафа, Н. А. Бабенко // Дидактика математики : проблемы и исследования : Междунар. сборн. науч. работ. – Донецк, 2018. – Вып. 47. – С.70-79.

  13. Скафа Е. И. Структурирование профессио­наль­ной готовности будущего учителя к обучению младших школьников английскому языку / Е. И. Скафа, Н. А. Бабенко // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2018. – № 8. – С. 123-134.

  14. Скафа Е. И. Методические подходы к управлению эврис­ти­ческой деятельностью обучаемых в условиях развития информа­тизации образо­вания / Е. И. Скафа // Информа­тизация образования – 2018 : Труды Междунар. науч.-практич. конф. (Москва 11-12 сентября 2018 г). – Москва : СГУ, 2018. - Ч.1. – С. 137-145.

  15. Скафа Е. И. Эвристическая состав­ля­ющая в формировании профессиональной готовности будущего учителя математики и информатики / Е. И. Скафа // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе : Материалы IV Международной научной конф. ; ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), 4-5 декабря 2018 г. / под ред. М. В. Егуповой, Л. И. Боженковой. – Калуга : Издательство АКФ «Политоп», 2018. - Т.1. – С. 204-208.

  16. Skafa O., Yevsyeyeva Е., Game Theory in economics education Publishing House of Wroclaw University of Economics // Didactics of mathematics. – 2016. – № 13(17). – P. 39-52. (Польша).

  17. Evseeva Е., Skafa O. Semantic synopsis as a way of structuring knowledge in teaching // 6th International Conference On Educational and Social Sciences “Challanges in Education and Social Sciences for The 21st Century” ICESS 2018: Proceedings Book. April 27, 2018. – Tirana/Albania : Kolegji Universitar Bedër, 2018. – Р. 252-260 (Албания).


Основные учебно-методические публикации: 
  1. Скафа Е. И. Эвристическое обучение математике: путеществие в мир эвристики : факультативный курс для учащихся гуманитарного профиля / В. С. Прач, Е. И. Скафа. – Донецк : Ноулидж, 2012. – 275 с. (укр.)
  2. Скафа Е. И. Эвристическое обучение математике: компьютерно-ориентированные уроки : Учебно-метод. пособ. / Е. И. Скафа, О. В. Тутова. – Донецк : ДонНУ, 2013. – 399 с. (укр.)
  3. Скафа Е. И. Магистерская диссертация: проектирование, композиция, правила оформления :  Метод. пособ. для студентов направл. подг. 44.04.01 Педагогическое обра­зование (профиль: математи­ческое образо­вание).  - Изд. 2-е изм. и доп. / Е. И. Скафа, Е. Г. Евсеева. – Донецк : ДОННУ, 2018. – 132 с. 




Дополнительная информация: 

Главный редактор Международного сборника научных работ «Дидактика математики: проблемы и исследования» (ВАК ДНР, РИНЦ, IndexCopernicus);

Председатель диссертационного совета Д01.017.04 по педагогическим наукам;

Председатель УМО в системе ВПО ДНР по группам дисциплин педагогического цикла;

Награждена нагрудным знаком «Отличник образования Донецкой Народной Республики» (приказ МОН ДНР 24.08.2017г. №70-нм)