Научные исследования в Донецком национальном университете осуществляются научно-исследовательскими группами кафедр и штатными научными сотрудниками структурных подразделений научно-исследовательской части (НИЧ) ДонНУ. 

Портал "Наука ДонНУ" http://science.donnu.ru

В структурные подразделения ДонНУ, осуществляющие научные исследования и подготовку научных кадров высшей квалификации, входят:

  • научно-исследовательская часть;
  • отдел аспирантуры и докторантуры;
  • Научно-образовательный центр «Конвергенция нано-, био- и инфотехнологий для сбалансированного регионального развития» (НОЦ «НБИ-конвергенция»);
  • Центр трансфера технологий НОЦ «НБИ-конвергенция»;
  • Центр коллективного пользования научным оборудованием НОЦ «НБИ-конвергенция»;
  • Учебно-научный институт «Экономическая кибернетика»;
  • Научно-исследовательский институт проблем экономической динамики;
  • Специальное конструкторско-технологическое бюро «Турбулентность»;
  • Научно-исследовательский отдел «Физика магнитных явлений и высокотемпературная полупроводимость» НИЧ;
  • 13 учебно-исследовательских лабораторий;
  • Научно-исследовательский Центр теоретической, прикладной и компьютерной лингвистики;
  • Лаборатория по методическому обеспечению междисциплинарного обучения и стажировок;

Научные исследования в университете ведутся по направлениям:

  1. Теория функций и функциональный анализ.
  2. Механика деформированного твердого тела.
  3. Нанофизика и нанотехнологии.
  4. Развитие химических знаний о веществах и процессах.
  5. Исторические науки.
  6. Языкознание.
  7. Экономические науки.
  8. Культура народов Донбасса.
  9. Информационные и коммуникационные технологии.
  10. Энергетика и энергоэффективность.
  11. Рациональное природопользование.
  12. Новые вещества и материалы.

В Донецком национальном университете многое делается для развития студенческой науки. Студентов университета, активно занимающихся научно­исследовательской работой объединяет общественная организация Студенческое научное общество (СНО). Его цель содействовать развитию научного творчества молодёжи, повышать качество подготовки специалистов, формировать резерв научных и научно-педагогических кадров.