Донецкий государственный университет
Донецкий государственный университет
Кафедра информационных систем управления
Кафедра информационных систем управления
Учебно-методическая деятельность
Учебно-методическая деятельность
Учебно-методическая работа кафедры информационных систем управления Донецкого государственного университета направлена на обеспечение высокого качества образовательного процесса, развитие профессиональных компетенций студентов и внедрение современных технологий обучения.
Направления подготовки
Кафедра реализует образовательные программы по направлениям:
Программы ориентированы на подготовку специалистов в области организационного и документационного обеспечения управления, архивного дела, информационного менеджмента и цифровой трансформации документооборота.
Учебные планы и дисциплины
Содержание учебных планов определяется, прежде всего областями и сферами профессиональной деятельности, определенными в ФГОС и соответствующими профессиональными стандартами. Учитывая специфику региона и анализ ситуации по трудоустройству выпускников, при формировании основных профессиональных образовательных программ Донецкого государственного университета, были определены области и сферы деятельности:
07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере организационного и документационного обеспечения управления организациями);
сфера архивного дела, в том числе государственных и муниципальных архивов, архивов организаций различных форм собственности.
Поскольку значимым для выбора приоритетных направлений подготовки бакалавров и магистров фактором ФГОС признает потребности рынка труда, представляется целесообразным при формировании учебного плана и определении специализированных профессиональных компетенций учитывать современные запросы работодателей.
В формализованном виде они достаточно четко обозначены в Профессиональных стандартах, которые все относятся к 7-й классификации – Административно-управленческая и офисная деятельность.
|
46.03.02 Документоведение и архивоведение (Документоведение и архивоведение) |
46.04.02 Документоведение и архивоведение (Информационно-документационное обеспечение управления) |
|
Наименование области профессиональной деятельности (по реестру Минтруда). |
|
|
07.002. ПС «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» |
07.005. ПС «Специалист административно-хозяйственной деятельности» |
|
07.003 ПС «Специалист по управлению персоналом» |
|
|
07.004. ПС «Специалист по управлению документами организации» |
|
|
07.012. ПС «Специалист архива» |
|
|
07.013. ПС «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации» |
|
Учитывая требования вышеуказанных профстандартов и отраженных в них обобщенных трудовых функций сформированы профессиональные компетенции для программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Документоведение и архивоведение для ОПОП ДонГУ:
|
46.03.02 Документоведение и архивоведение (Документоведение и архивоведение) |
|||
|
Код профессионального стандарта |
Обобщенные трудовые функции |
Код и название профессиональной компетенции |
|
|
Код |
Наименование |
||
|
07.002
|
С |
Организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации |
ПК-1. Способен осуществлять организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации |
|
07.002
|
D |
Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации |
ПК-2. Способен осуществлять информационно-аналитическую и организационно-административную поддержку деятельности организации |
|
07.004 |
А |
Документационное обеспечение управления организацией |
ПК-3. Способен организовывать и осуществлять документационное обеспечение управления организацией |
|
07.012 |
В |
Руководство подразделением архива |
ПК-4. Способен осуществлять руководство подразделением архива |
|
07.003 |
В |
Деятельность по обеспечению персоналом |
ПК-5. Способен осуществлять администрирование и организовывать документационное обеспечение работы с персоналом |
|
07.013 |
В |
Организационное сопровождение цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации |
ПК-6. Способен организовывать сопровождение цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации |
|
46.04.02 Документоведение и архивоведение (Информационно-документационное обеспечение управления) |
|||
|
Код профессионального стандарта |
Обобщенные трудовые функции |
Код и название профессиональной компетенции |
|
|
Код |
Наименование |
||
|
07.004 |
В |
Руководство деятельностью подразделения по управлению документами организации |
ПК1. Способен осуществлять руководство деятельностью подразделения по управлению документами организации |
|
07.005 |
Н |
Операционное и стратегическое управление процессами административного, хозяйственного, документационного и организационного сопровождения и обеспечения деятельности организации |
ПК-2. Способен осуществлять операционное и стратегическое управление процессами административного, хозяйственного, документационного и организационного сопровождения и обеспечения деятельности организации |
|
07.012 |
С |
Руководство процессом архивного хранения дел (документов) |
ПК-3. Способен руководить процессом архивного хранения дел (документов). |
|
07.013 |
С |
Управление цифровой трансформацией документированных сфер деятельности организации |
ПК-4. Способен осуществлять управление цифровой трансформацией документированных сфер деятельности организации |
На основании требований ФГОС, профстандартов, профессиональных компетенций в учебных планах направления подготовки Документоведение и архивоведение выделены блоки дисциплин профессиональной сферы для ОПОП бакалавриата:
|
Блок профессиональных дисциплин (по управлению документами и архивами) |
Блок экономико-управленческих дисциплин |
|
История и организация государственных учреждений |
Политэкономия |
|
Источниковедение |
Регионоведение |
|
Архивоведение |
Теория организации |
|
Курсовая работа по архивоведению |
Основы цифровой экономики |
|
Археография |
Деловое общение в управлении |
|
Государственные, муниципальные и ведомственные архивы |
Информационное общество |
|
Архив организаций |
Информационно-документационное обеспечение маркетинга |
|
Документоведение |
Менеджмент в информационно-документационной деятельности |
|
Организация и технология документационного обеспечения управления |
Информационные системы в предпринимательстве |
|
Курсовая работа по организации и технологии документационного обеспечения управления |
Документирование внешнеэкономической деятельности |
|
Документирование деятельности предприятия, организации, учреждения |
Управленческое консультирование |
|
Курсовая работа по документированию деятельности предприятия, организации, учреждения |
Цифровая этика и этикет |
|
Кадровое делопроизводство и архивы документов по личному составу |
Документирование финансово-хозяйственной деятельности организации |
|
Введение в профессиональную деятельность |
Системный анализ информационных процессов |
|
Библиография и библиографическое дело |
Коммуникация в управленческой деятельности/ Коммуникационный менеджмент |
|
Документная лингвистика |
Кадровый менеджмент в документационном обеспечении управления / Информационное обеспечение персонал-менеджмента |
|
Организационно-документационное обеспечение деятельности руководителя |
Документирование системы внутреннего контроля в организации / Контроллинг в управленческой деятельности |
|
Цифровая трансформация документированных сфер деятельности |
|
|
Практикум по распорядительной документации |
|
|
Основы научной работы студента направления ДиА |
|
|
Конфиденциальное делопроизводство |
|
|
Организация работы с обращениями граждан / Документирование работы с обращениями граждан |
|
|
Деловое письмо / Деловая корреспонденция |
|
|
Блок информационных дисциплин |
Блок правовых дисциплин |
|
Офисные прикладные программы: лабораторный практикум |
Правоведение |
|
Базы данных |
Административное право |
|
Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле |
Гражданское право |
|
Информационные ресурсы |
Трудовое право |
|
Техническое редактирование и дизайн документов |
Архивное право |
|
Информационная безопасность и защита информации |
Информационное право |
|
Алгоритмизация и программирование в ДОУ |
|
|
Информационное моделирование |
|
|
Системы искусственного интеллекта |
|
|
Информационные технологии и инструменты программирования |
Дисциплины на выбор студентов представлены пятью группами дисциплин,сформированных с учетом запросов работодателей.
|
Дисциплины на выбор студента |
|
|
Б1.В.ДВ.1 |
Коммуникация в управленческой деятельности |
|
Б1.В.ДВ.1 |
Коммуникационный менеджмент |
|
Б1.В.ДВ.2 |
Кадровый менеджмент в документационном обеспечении управления |
|
Б1.В.ДВ.2 |
Информационное обеспечение персонал-менеджмента |
|
Б1.В.ДВ.3 |
Документирование системы внутреннего контроля в организации |
|
Б1.В.ДВ.3 |
Контроллинг в управленческой деятельности |
|
Б1.В.ДВ.4 |
Организация работы с обращениями граждан |
|
Б1.В.ДВ.4 |
Документирование работы с обращениями граждан |
|
Б1.В.ДВ.5 |
Деловое письмо |
|
Б1.В.ДВ.5 |
Деловая корреспонденция |
Учебный план бакалавриата по направлению 46.03.02 Документоведение и архивоведение формирует у студентов комплексные компетенции на стыке управления, права, информационных технологий и экономики, что позволяет выпускникам работать в самых разных отраслях — от государственного управления до бизнеса.
Ключевая особенность учебного плана — междисциплинарный подход, позволяет готовить универсальных специалистов, способных эффективно организовывать документооборот, внедрять цифровые решения, разрабатывать внутренние регламенты, сопровождать юридически значимый документооборот, обеспечивать контроль и аудит документации.
Магистерская программа «Информационно-документационное обеспечение управления», реализуемая в рамках направления «Документоведение и архивоведение», отражает актуальные вызовы цифровой трансформации экономики, усложнение управленческих процессов и рост значимости интеллектуальных ресурсов организаций.
Учебный план магистратуры охватывает широкий спектр дисциплин, объединяющих теоретические, управленческие, информационно-технологические и правовые аспекты документационного обеспечения. В его состав входят следующие ключевые модули
|
Теоретико-правовой блок: |
Информационно-технологический блок: |
Экономико-управленческий блок: |
|
Теория современного документоведения и архивоведения |
Интернет-технологии и веб-дизайн в профессиональной деятельности |
Моделирование управленческой деятельности |
|
Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом |
Информационные системы в управлении |
Управление знаниями в цифровой экономике |
|
Интеллектуальная собственность / Авторское право |
Анализ больших данных |
Управление цифровыми инновациями |
|
Методы реферирования и аннотирования научной литературы |
Информационные системы поддержки финансового менеджмента / Финансовая отчетность |
Информационный менеджмент |
|
|
|
Стратегический менеджмент в документационном обеспечении управления |
|
|
|
Статистическое моделирование и прогнозирование в документационном обеспечении управления |
|
Управление проектами |
||
|
Управление персоналом |
Тенденции, повлиявшие на формирование учебного плана магистратуры:
1. Цифровизация управленческой и административной деятельности.
Внедрение цифровых технологий в документооборот, архивное хранение и управление информацией требует подготовки специалистов, владеющих как ИТ-инструментами, так и пониманием принципов цифровой трансформации. Это объясняет включение таких дисциплин, как «Информационные системы в управлении», «Управление цифровыми инновациями», «Информационный менеджмент» и «Анализ больших данных».
2. Рост значимости стратегического подхода в документационном обеспечении.
Стратегический менеджмент и моделирование процессов становятся основой для принятия решений в условиях нестабильной информационной среды. Это находит отражение в таких курсах, как «Моделирование управленческой деятельности», «Стратегический менеджмент» и «Статистическое моделирование и прогнозирование», «Управление проектами».
3. Глобализация и международное сотрудничество.
Необходимость учитывать зарубежный опыт и международные правовые нормы обусловила включение в учебный план дисциплины «Правовые основы управления документацией и архивами за рубежом».
4. Акцент на интеллектуальный капитал.
Современные организации рассматривают знания и интеллектуальную собственность как стратегический ресурс. Это отразилось в появлении таких дисциплин, как «Управление знаниями в цифровой экономике» и «Интеллектуальная собственность», «Управление персоналом».
5. Интеграция экономических и финансовых компетенций.
Повышенная роль документации в финансовом менеджменте требует от специалистов умения ориентироваться в сфере финансовой отчетности, что обеспечивается включением соответствующих дисциплин, таких как «Информационные системы поддержки финансового менеджмента» и «Финансовая отчетность».
6. Развитие визуальной и цифровой культуры в документационном обеспечении.
Использование веб-интерфейсов и онлайн-сред в документообороте обусловливает актуальность дисциплины «Интернет-технологии и веб-дизайн в профессиональной деятельности».
Такая композиция магистерской программы открывает перед выпускниками широкие перспективы профессионального развития и роста, с возможностями выхода за пределы узкоспециализированной функциональной сферы деятельности и реализации сформированных аналитических, организационно-управленческих, исследовательских компетенций. Это обстоятельство существенным образом влияет на престижность профессии и позволяет рассчитывать на повышение привлекательности программы для различных категорий реальных и потенциальных абитуриентов.
Учебный план магистратуры по направлению «Документоведение и архивоведение» с программой «Информационно-документационное обеспечение управления» построен на междисциплинарной основе и отражает современные тенденции цифровизации, глобализации и стратегического управления. Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выстраивать документационные процессы в условиях цифровой экономики, правовых изменений и управленческих вызовов.
Перспективы развития направления подготовки Документоведение и архивоведение
Во-первых, одним из перспективных направлений развития образовательной деятельности по направлению «Документоведение и архивоведение» является открытие программ профессиональной переподготовки. Такой формат особенно актуален в рамках реализации программ непрерывного образования и «университета для взрослого поколения».
В условиях стремительной цифровизации, изменений в сфере нормативного регулирования и трансформации форм документооборота возрастает потребность в обновлении компетенций у специалистов, уже работающих в смежных сферах — управлении, делопроизводстве, информационных технологиях, архивном деле.
Открытие программы переподготовки позволяет:
привлечь новую целевую аудиторию, не охваченную программами бакалавриата и магистратуры;
повысить квалификацию сотрудников государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, образовательных и научных учреждений;
обеспечить гибкость и адаптивность подготовки в зависимости от запроса работодателя или регионального контекста;
укрепить имидж вуза как практико-ориентированного и инновационного центра подготовки кадров.
Параллельно с этим важным направлением становится расширение связей с работодателями. На сегодняшний день это не просто партнёрство для прохождения практики, но полноценное стратегическое взаимодействие, включающее:
участие работодателей в разработке и актуализации учебных планов;
проведение совместных круглых столов, отраслевых мастер-классов и консультаций;
обсуждение кадровых потребностей предприятий региона;
реализация совместных научно-практических проектов.
Особое внимание уделяется институту гостевых лекций. Приглашение практикующих специалистов из сферы документооборота, информационного обеспечения управления, архивного и юридического сопровождения документации позволяет:
донести до студентов реальные практики и современные кейсы;
продемонстрировать применение теоретических знаний в конкретных ситуациях;
установить прямой диалог между студентами и потенциальными работодателями;
повысить мотивацию к обучению и профессиональному росту.
Регулярные гостевые лекции формируют у студентов широкий кругозор и понимание актуальных требований рынка труда, а у преподавателей — возможность оперативно учитывать изменения в профессиональной среде при обновлении курсов и программ.
Таким образом, направление подготовки «Документоведение и архивоведение» в Донецком государственном университете демонстрирует устойчивую динамику развития и высокую степень адаптивности к современным вызовам цифровой экономики, глобализации и трансформации управленческих процессов. Современные учебные планы, основанные на принципах междисциплинарности и компетентностного подхода, позволяют формировать у студентов востребованные профессиональные навыки, обеспечивая их успешную интеграцию в профессиональную среду.
Реализация этих направлений трансформации образовательной деятельности позволит не только повысить качество подготовки выпускников, но и укрепить позиции университета как центра подготовки современных, конкурентоспособных специалистов в области документооборота и архивного дела, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики и информационного общества.