Отчет ректора С.В. Беспаловой

Вы здесь

Конференция трудового коллектива

29.11.2022

 

Отчет ректора С.В. Беспаловой
о результатах деятельности Донецкого национального университета за 2022 год

 

 

Уважаемые делегаты конференции, коллеги, друзья!

Наша конференция трудового коллектива сегодня проходит в сложных, опасных и драматических условиях, когда военные действия приобретают все больший размах и особую остроту.

         Вспомните, почти 9 лет тому назад нас пытались уничтожить, объявив против Донецкой и Луганской народных республик Антитеррористическую операцию. В распоряжении киевской хунты были артиллерия, танки и даже авиация. Они пытались подавить восставший Донбасс, но безуспешно.

         Тогда же в условиях начавшейся агрессии киевской хунты мы сделали свой выбор 11 мая 2014 года на референдуме, проголосовав за Донецкую Народную Республику, ее свободу и независимость.

  К сожалению, некоторых из голосовавших нет уже в живых, возраст дает о себе знать, люди уходят, в том числе и наши уважаемые ветераны. В этом году количество ушедших из жизни увеличилось.

Немало молодых людей из числа студентов и сотрудников университета, отдали жизнь в вооруженной борьбе с неонацистами на полях сражений.

Прошу всех участников конференции минутой молчания почтить всех ушедших в этом году.

          События всех последующих лет убедительно продемонстрировали нашу верность общей Родине, России, приверженность идеям Русского мира, решимость с оружием в руках стать на защиту нашей земли, нашего Отечества – России.

         Подтверждением тому стали результаты проведенного референдума в сентябре текущего года о присоединении ДНР к России; а также массовый героизм, стойкость, самопожертвование, мужество, которые проявляют наши лучшие сыны на поле брани с украинскими фашистами, посягающими на нашу святую русскую землю.

         Невиданной за последние десятилетия стала консолидация всех русских людей, объединившихся под знаменем Русского мира, принявших Специальную военную операцию как Отечественную войну, сплотившихся во имя великой цели и Победы над нашим общим врагом – украинским и европейским фашизмом, колониальной политикой США.

         Сегодня Запад выступил против нас единым фронтом. Так уже было в годы Великой Отечественной войны. Те же страны, те же русофобы, новые взращенные и выпестованные Европейским союзом и США неонацисты.

         Сегодня в сражениях с Россией в разных формах участвуют практически все европейские страны. Они направляют профессиональных военных в облике наемников. Ими ведется поставка вооружений и специалистов, а также обеспечение украинских неонацистов разведывательными данными, осуществляется щедрое финансирование украинского фашистского режима.

         Сказанное становится лейтмотивом всего доклада, который я представляю вашему вниманию. По-другому – нельзя. Идет жестокая война на уничтожение, выживет тот, кто победит. Убеждена, как уже было в нашей истории: наше дело правое, Победа будет за нами!

         Но Победа не приходит сама по себе, ее приходиться добиваться, сражаясь на фронте и в тылу. Для нас, единственного классического университета в республике, сегодня тыла нет. Есть несколько фронтов, на которых нам предстоит развернуть свои действия: учебный, научный, воспитательный, информационный, кадровый.

         Наш университет по своему статусу и по своему значению не может быть местом, где можно отсидеться, зарыть голову в песок подобно страусу, чтобы ничего не знать и не видеть, что происходит. Так не выйдет.

         Мы продолжаем создавать единый, целостный и могучий организм, в котором слажено будут действовать все его структурные подразделения, факультеты, кафедры, вспомогательные службы. Где на передовые позиции выйдут сотрудники, осознавшие свой профессиональный и гражданский долг перед университетом, Республикой, Россией; готовые самоотверженно трудиться, преодолевать невзгоды и трудности военного времени, смело смотреть в глаза переживаемой трагедии, стать примером для своих коллег по работе и студенческой молодежи.

         Время требует от нас решительных действий, неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины, повышения ответственности за принятие решений и их безусловное исполнение.

         Так же, как и на военных учебных полигонах, где обучаются военнослужащие, нам предстоит повышать в учебных аудиториях уровень профессиональной подготовки, причем всех без исключений – от профессора до аспиранта, доводить его до совершенства.  Предстоит проводить в сложившихся условиях, у военных – боевое, у нас – профессиональное слаживание всех структурных подразделений – от кафедр до ректората.

         В новых условиях, о чем было сказано, нужно действовать, проявлять активность, объединяться и сплачиваться, вспомнить о своем предназначении: жертвенности, добродушии, добропорядочности, сопереживании, милосердии и святой ненависти к врагу.

         Нельзя просто сидеть, думать, что все уладится само по себе, копаться в чьих-то ошибках и просчетах, брюзжать, делать скоропалительные выводы и умозаключения; давать незрелые, панические и поверхностные оценки, делать на этой основе неверные, ошибочные, даже преступные прогнозы на будущее развитие событий.

         Мы все должны осознать, что наш университет живет в условиях военного времени. Но при этом понимание того, что нужно делать и как делать применительно к ситуации – запаздывает, задерживается где-то в пути, что недопустимо и даже опасно. То, что упустишь сегодня, не наверстаешь завтра. Военные события развиваются быстро и стремительно, могут, как это часто бывает, застать врасплох.

         Есть очевидная истина: каждому нужно начинать с себя. В начале осознать, что беда уже пришла в наш дом, и что нужно делать в этой связи, самому, и во взаимодействии со своими коллегами.

         Нам сообща предстоит позаботиться о создании соответствующего военному времени морально-психологического климата в коллективе.

         Эту задачу ставлю перед всеми членами трудового коллектива как главную и основную.

         Здесь административного ресурса явно будет недостаточно. Нужно задействовать возможность влияния на людей через наши профсоюзные организации и другие общественные объединения, которые обязаны вместе с нами добиться достижения высочайшего и безусловного уровня соблюдения дисциплины и установленного порядка и режима работы. 

         В коллективе должна господствовать обстановка нетерпимости ко всем негативным проявлениям, порождающим чувство беспомощности, упаднические настроения, приводящим людей в состояние депрессии.

         Хочу заметить, что лучшим лекарственным препаратом для лечения подобных заболеваний была и остается работа, активизация своих действий, стремление сделать как можно больше и как можно лучше. Это проверенное жизнью, наилучшее средство, чтобы избавиться от хандры. Поверьте мне на слово.

         Одновременно всячески будем содействовать установлению атмосферы доверия, взаимной помощи, доброжелательности, уважения, и в случаях, когда это необходимо, поощрения. Формы и возможности для этого будем искать.

         Накануне конференции ко мне обратилась группа сотрудников из наших структурных подразделений с предложением: на время войны, сколько бы она не длилась, в университете трудиться под девизом: «Все, что знаю, все, что умею - все для Победы!» Давайте обсудим, думаю, что с таким предложением можно было бы согласиться и поддержать. Это объединяет и приумножает наши силы.

         Чтобы увидеть и верно определить основные задачи на будущее, которые стоят перед университетом, его стратегические и тактические цели, предлагаю подвести некоторый итог сделанному за отчетный период, отметить достижения уходящего года, а они, несомненно, есть.

         Вся информация об этом в полном объеме представлена на сайте университета, освещалась нашей телестудией и республиканскими каналами ТВ, университетской газетой, содержится в изданных буклетах, доводится членам трудового коллектива на заседаниях ректората и Ученого совета, а студентам -на кураторских часах.

         Остановлюсь лишь на том, что по нашему общему мнению, выделяется своей важностью и значимостью, оказало решающее значение на реализацию планов и текущих заданий, основательно повлияло на развитие университета, преобразовав его деятельность, его структуру, и определяет его роль и место как ведущего университета среди других вузов, входящих в академическое сообщество Республики.

 

Динамика основных показателей деятельности ДонНУ за период 2015-2022 гг.

         За период новой истории университета у нас вырос контингент обучающихся, и сегодня он составляет более 15,5 тысяч.

         Число реализуемых образовательных программ баклавриата, специалитета, магистратуры и специальностей подготовки аспирантов суммарно достигло двухсот двадцати трех. Доходы университета в общей сложности выросли на - 453%, а объем НИОКР - на 189%.

Абсолютно позитивным опытом явилось включение в структуру университета двух учебных институтов – Института педагогики и Института физической культуры и спорта, доказывающее весомые преимущества практики подготовки педагогических кадров на базе классических университетов.

 Университет получил российскую аккредитацию для образовательной деятельности по всем 88 магистерским программам и 11 программам специалитета.

В этом году почти удвоен объем приема в аспирантуру университета.       

 

Кадровое обеспечение социально-экономической и культурной сферы ДНР

Сегодня университет играет ведущую роль в подготовке кадров по ряду наиболее важных отраслей, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона Донецкой Народной Республики.

В этом году ДонНУ выпустил 3 тыс. 515 молодых специалистов, из них - 1085 магистров и 242 выпускника специалитета, которые получили дипломы Российской Федерации и дипломы Донецкой Народной Республики.

Это - 79% всех специалистов в области математических и естественных наук, 87% педагогов, 81% специалистов гуманитарного профиля, от филологов, историков до работников сферы физической культуры и спорта, 65% будущих специалистов в области искусства и культуры, более четверти необходимых Республике специалистов в области экономики, юриспруденции, психологии и журналистики.

 

Образовательная деятельность

         На слайде представлены основные итоги образовательной деятельности университета в 2022 году:

  • расширен перечень образовательных программ: открыто 12 новых магистерских, 3 бакалаврских программы и 1 новая специализация;
  • открыта совместная с МГУ имени М.В. Ломоносова магистерская программа по направлению 42.04.05 Медиакоммуникации;
  • в рамках внедрения системы внутриуниверситетского контроля качества образования создан Центр социологических исследований;
  • с целью развития системы психологического сопровождения высшего образования ЛДНР создан Ресурсный центр практической психологии;
  • 780 сотрудников ДонНУ прошли повышение квалификации на базе российских вузов-партнеров;
  • организована работа со школами Республики по открытию профильных классов: 18 психолого-педагогических и 3 космических класса.

Следует отметить и ряд проблемных вопросов:

  • техническое состояние отдельных корпусов, не позволяющее проводить образовательный процесс при возвращении к очной форме обучения (отсутствие окон, внутренние повреждения в результаты обстрелов);
  • недостаточное материально-техническое обеспечение факультетов (институтов) цифровыми ресурсами для организации гибридной формы обучения студентов;
  • отсутствие системы внутреннего мониторинга образовательной деятельности в соответствии с критериями, предъявляемым к вузам РФ.

 

Образовательная деятельность. Задачи

Актуальными задачами, стоящими перед университетом в этом направлении, являются:

  • приведение локальных НПА по вопросам образовательной деятельности к требованиям законодательства Российской Федерации;
  • проведение внутреннего мониторинга образовательной деятельности ДонНУ;
  • актуализация образовательных программ университета с учетом востребованных для развития экономики Республики специальностей;
  • аккредитация образовательных программа бакалавриата;
  • лицензирование новых направлений подготовки (социология и др.);
  • открытие новых программ двойных дипломов с вузами-партнерами;
  • развитие программ академической мобильности с вузами-партнерами и др.
  • расширение баз практик на предприятиях, работающих в реальном секторе экономики;
  • развитие системы дополнительного профессионального образования для студентов бакалавриата и специалитета в области цифровых технологий;
  • развитие системы дистанционного образования;
  • создание Специализированного учебно-научного центра на базе Лицея ДонНУ.

 

Итоги приемной кампании-2022

                В этом году ряды студентов университета – будущих специалистов, пополнили 4 тыс. 97 человек. Это – на 1 тыс. меньше 2021 года.

         Сокращение набора произошло за счет уменьшения фактического количества выпускников школ, находящихся на территории Республики, что было связано с эвакуацией населения и сменой места проживания.

         При этом набор в магистратуру увеличен на 12,5% и составил 1 тыс. 582 чел.

    Среди зачисленных на первый курс - 252 медалиста, 323 чел., имеющих диплом среднего профессионального образования или высшего образования с отличием, а также 45 выпускников лицея.

    Необходимо отметить, что приемная кампании в целом прошла успешно.

    Я выражаю благодарность деканам факультетов, директорам институтов, членам приемной комиссии, операторам, сотрудникам университета, которые обеспечили набор студентов и бесперебойную работу приемной комиссии в сложнейших условиях. Достигнутые показатели – это результат слаженной работы команды.

Актуальными задачами здесь являются:

  • разработка мероприятий по реализации положений Порядка приема Минобрнауки РФ в деятельности ДонНУ;
  • создание эффективной системы отбора талантливых, творческих абитуриентов (проведение Республиканской научно-практической конференции для школьников «Шаг в науку», расширение сети профильных классов в школах Республики и др.);
  • разработка комплекса профориентационных мероприятий для повышения престижности естественно-научных, математических, инженерных, педагогических направлений подготовки среди абитуриентов.

 

Сохранение научного потенциала и развитие научных исследований

В текущем году коллективом университета решались основные задания в области научно-исследовательской работы и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Продолжалось выполнение 9 фундаментальных и 5 прикладных конкурсных госбюджетных научных проектов, а также 41 инициативной НИР в рамках лимитов рабочего времени преподавателей.

Перечень научных достижений ведущих исследовательских школ и ученых университета включает новые научные результаты в области фундаментальной математики, механики конструкций и подземных сооружений, информационных технологий оперирования большими данными, прикладной биофизики, экологии и других направлениях.

В соответствии с Указом Президента РФ об объявлении десятилетия науки и технологий, нам необходимо разработать план мероприятий, определить основные направления научной деятельности и включиться в реализацию задач развития отечественной науки.

 

Донецкие чтения-2022

К настоящему моменту в университете успешно проведено большинство из запланированных на текущий год: 56 научных мероприятий профессорско-преподавательского состава и 46 студенческих научных мероприятий.

Нельзя не отметить успешное проведение VII Международной научной конференции «Донецкие чтения-2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности», реализованное в непростых сегодняшних условиях, преимущественно в интерактивной онлайн-форме.

Работа конференции проходила в секциях по 14 научным направлениям, представленным в 77 тематических подсекциях; в ее программу было включено 1 650 докладов (866 докладов подготовлены учеными Донецкой Народной Республики, 28 – учеными Луганской Народной Республики, 450 – учеными других регионов Российской Федерации, 49 докладов представлены учеными 8 зарубежных стран).

Авторами докладов выступили 2 706 ученых, из которых 195 докторов наук и 606 кандидатов наук, из 90 образовательных организаций и научных учреждений Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, из 165 образовательных и научных учреждений других регионов Российской Федерации и 24 организаций из 8 других стран. 48 докладов подготовлены с участием ученых Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Содержательным и представительным было пленарное заседание конференции, на котором прозвучали приветствия по случаю ее открытия Главы Донецкой Народной Республики Дениса Владимировича Пушилина, Председателя Правительства ДНР, Председателя Народного Совета ДНР, ряда видных ученых, коллег из Российской Федерации, и были представлены очень интересные доклады по историко-политологической и естественнонаучной проблематике.

Подготовлен сборник трудов конференции из 10 томов, представленных в 14 книгах, общим объемом более 4 900 страниц.

 

Студенческая наука

Продуктивным стал текущий год и для студенческой науки университета.

Студенты участвовали в 50 Международных и Республиканских конкурсах НИР, в том числе в 32 конкурсах, проводимых в вузах регионов Российской Федерации в городах Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Нижнем Новгороде, Рязани, Саратове, Туле, Новосибирске и во многих других городах России. По итогам конкурсов около 54 % авторов НИР награждены дипломами и грамотами за лучшие научные работы.

Студенты университета были участниками 32 международных и республиканских студенческих олимпиад, проводимых в ДНР и Российской Федерации. По итогам олимпиад 90 студентов стали победителями и призерами соревнований.

Необходимо отметить участие студентов в одном из ведущих мировых форумов молодежной науки – Международной научной конференции «Ломоносов», проводимой на базе МГУ имени М.В. Ломоносова. В этом году в работе конференции в режиме онлайн участвовало 56 студентов университета, из них 20 студентов награждены грамотами и дипломами за лучшие доклады.

По итогам научно-исследовательской работы студентами в текущем году опубликовано уже более 2,5 тысяч научных статей и тезисов. Издан 14-й выпуск сборника научных трудов студентов университета «Вестник СНО» в 4-х томах (436 статей).

Перечисленное – лишь незначительная часть всего, что сделано университетом в области научных исследований и инноваций.

Конечно, в процессах ведения научных исследований есть целый ряд острых проблемных вопросов:

  • Ключевым является вопрос бюджетного финансирования научной деятельности, прежде всего связанный с решением задачи обновления и расширения парка научных приборов и оборудования, обеспечения исследований расходными материалами. До настоящего момента госбюджетное финансирование исследований Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики по конкурсным фундаментальным и прикладным научным проектам распространяется только на статью оплаты труда.
  • Крайне ограниченным, является финансирование научных командировок. В основном, они осуществляются лишь при поддержке фондов или за счет принимающей стороны.
  • Низкая активность научно-педагогических работников в представлении и защите диссертационных работ в советах РФ.
  • На университетском уровне острыми проблемными вопросами остаются формирование контингента поступающих в аспирантуру по ряду направлений, прежде всего – естественнонаучного профиля.
  • Возобновление деятельности двух диссоветов по историческим и филологическим наукам, которое сегодня нам необходимо решать уже в Минобрнауки РФ и ВАК РФ.

         По каждой из перечисленных проблем ректорат имеет понимание того, как их следовало бы их решать, что требует совместных усилий причастных к этому – ППС, Минобрнауки и ВАК РФ и др. 

 

Сохранение научного потенциала и развитие научных исследований. Приоритетные задачи

Таким образом, приоритетными задачами в области научно-исследовательской работы и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации на 2023 год являются:

  • Развитие процессов научного взаимодействия и кооперации в исследованиях между организациями Научно-образовательного и инновационного комплекса ДонНУ с воссозданием в ряде из них филиалов кафедр, подготовкой программ совместных исследований по комплексной тематике.
  • Должна быть решена задача открытия в университете диссертационных советов по юридическим и философским наукам и осуществлена перерегистрация действующих диссертационных советов, а также улучшено качество их работы.
  • Возобновление и активизация деятельности Совета молодых ученых.

Работа по привлечению молодых ученых к приоритетным научным направлениям ректоратом уже начата: 1 декабря на Конгрессе молодых ученых будет представлен доклад ректора по секции: "Интеграция научных и образовательных организаций новых регионов в российское научно-образовательное пространство". Решения по итогам Конгресса будут положены в основу дальнейшего стратегии развития науки в ДонНУ.  

В числе оперативных заданий на будущий год – налаживание результативного научного и инновационного сотрудничества с Севастопольским государственным университетом и рядом других вузов Российской Федерации.

Предстоит решить вопрос с продвижением пакета новых фундаментальных конкурсных научно-исследовательских проектов.

В числе важнейших задач также:

  • повышение показателей эффективности аспирантской подготовки;
  • уровня публикационной активности преподавателей и научных сотрудников университета;
  • необходимо также активизировать работу по ведению хоздоговорных исследований и использованию возможностей участия в грантовых исследовательских программах.

 

Кадровая политика

Коллектив работников университета составляет 1 тыс. 974 чел., из которых 1 тыс. 837 чел. – штатные работники.

Профессорско-преподавательский состав насчитывает 928 чел., из которых штатные сотрудники – 802 чел.

Проблемным вопросом является остепененность ППС университета. Количество докторов и кандидатов наук составляет на сегодня 51 % от общей численности штатных ППС.

Для решения задач по усилению эффективности работы и расширению перечня диссертационных советов ДонНУ, необходимо активно использовать возможности по наращиванию подготовки кадров высшей научной квалификации, связанные и с взаимодействием с российскими вузами партнерами, в первую очередь, с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским педагогическим государственным университетом и другими.

В качестве примера можно привести планируемые в ближайшее время 2 защиты сотрудников химического и биологического факультетов К.А. Чебышева и В.О. Корниенко в МГУ и ЮФУ соответственно. 

Приоритетными задачами здесь являются:

  • актуализация Программ развития кадрового потенциала кафедр и ДонНУ, обеспечение безусловного выполнения плана подготовки научных кадров для решения научно-образовательных задач университета;
  • развитие системы взаимодействия с индустриальными партнерами по привлечению специалистов-практиков;
  • развитие сетевых форм взаимодействия с российскими вузами-партнерами;
  • разработка программы привлечения российских докторов наук в штат работников университета;
  • разработка проекта эффективного трудового договора.

 

Кадровая политика требует постоянного внимания, обновления и контроля!

 

Повышение квалификации научно-педагогических работников

Важным аспектом здесь является своевременное повышение квалификации всех сотрудников ДонНУ.

Так, в сентябре-октябре текущего года при поддержке Минобрнауки РФ 689 сотрудников ДонНУ прошли повышение квалификации на базе Донского государственного технического университета по теме «Актуальные вопросы преподавания в образовательных учреждениях высшего образования: нормативно-правовое, психолого-педагогическое и методическое сопровождение».

В рамках реализации дорожной карты по сотрудничеству с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова 96 преподавателей ДонНУ прошли повышение квалификации по вопросам онлайн-обучения и ИТ-технологий.

Это лишь некоторые примеры.

Необходимо отметить, что профессорско-преподавательский состав практически в полном составе прошел повышение квалификации за последние годы на базе российских вузов-партнеров, что, в том числе, было связано с проведением аккредитации программ магистратуры и специалитета.

Первоочередной задачей здесь является также организация повышения квалификации сотрудников ДонНУ по вопросам бухгалтерского, кадрового учета, финансово-хозяйственной деятельности, ведения хоздоговорных работ, интеллектуальной собственности и другим.

 

Сотрудничество с МГУ имени М.В. Ломоносова

         Большую роль для нас в течение восьми последних лет играло взаимодействие и сотрудничество с большим числом российских вузов и научных организаций.

          Нас неизменно по-братски поддерживали наши коллеги – ученые, педагоги, общественные деятели России и ряда других стран.

          Я не могу не назвать наших беззаветных соратников – Виктора Антоновича Садовничего, Алексея Владимировича Лубкова, Марину Александровну Боровскую, Инну Константиновну Шевченко, Владимира Дмитриевича Нечаева.

         Их еще много и много, и я просто не имею возможности назвать поименно всех, кому мы безмерно благодарны за поддержку и взаимодействие!

         На данный момент у нашего университета более 50 договоров о сотрудничестве и творческом взаимодействии, большая часть которых имеет высокую степень действенности. Благодаря содружеству с Южным и Крымским федеральными университетами, Воронежским государственным университетом, Донским государственным техническим университетом были реализованы программы двойных дипломов, которые прошли более 4000 наших выпускников.

           Наши молодые ученые получали возможность работать на современном научном оборудовании в Институте ядерных исследований в г.Дубне и в ряде других российских исследовательских центров. 

            Перечень подобных важных и действенных начинаний весьма обширный.

            Отдельно хочу сказать о сотрудничестве с одним из ведущих классических университетов мира – Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова.

            Из многолетнего творческого взаимодействия оно переросло в закрепленное на государственном уровне Российской Федерации задание по совместной работе, регулируемые Дорожной картой реализации заключенного в мае этого года Соглашения о сотрудничестве.

            Только на это полугодие она содержит более 400 конкретных мероприятий – от студенческих обменов и подготовки программ двойных дипломов, программ повышения квалификации преподавателей, до совместных научных исследований и защит диссертаций в советах МГУ.

 

Участие ДонНУ в формировании единого научно-образовательного и культурного пространства Русского мира

Активное участие ученых университета в формировании единого научно-образовательного, культурного и информационного пространства Русского мира – наш постоянный приоритет.

    В мае 2022 года на базе университета создано региональное отделение Российского исторического общества. Преподаватели исторического факультета ежемесячно принимают участие в совместном с РИО проектах:

  • экспертный клуб «Русский Донбасс»;
  • «Без срока давности» (изучение источников по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков на территории Донбасса в 1941 – 1943 гг.

         В июле 2022 года совместно с РИО проведена дискуссионная площадка «Сталинский процесс 1947 года над нацистскими военными преступниками: невыученные уроки», посвященная 75-летию судебного процесса.

Первоочередными задачами здесь являются:

  • Разработка на основе доктрины «Русский Донбасс» - доктрины «Русская земля» с ее последующим распространением на вновь присоединенные регионы РФ.
  • Разработка контента грантового проекта фонда «Русский мир" цифровой платформы «Русский Донбасс».
  • Реализация проекта, представленного на конкурс гранта Президента РФ на развитие гражданского общества «Комплекс мероприятий для продвижения доктрины «Русский Донбасс» в молодежной среде».
  • Разработка проекта «Музейный комплекс ДонНУ», с установлением взаимодействия с музейной инфраструктурой новых регионов.
  • Издание сборника очерков «ДНР в 2014 – 2022 гг.» и другое.

Это только задачи, которые определены историческим факультетом. Разработаны предложения также учеными филологического и других факультетов.

 

Воспитательная работа

В 2022 году наши студенты традиционно достойно представляли университет на всероссийских и международных творческих конкурсах, и фестивалях.

Одна из главных задач воспитательной работы университета - формирование у студентов патриотического самосознания и активной жизненной позиции.

Для их развития, а также с целью повышения исторической грамотности, был продолжен цикл мероприятий по недопущению фальсификаций истории и укоренению памяти об участниках боевых действий, в рамках которого выпущена книга «Священная память о Великой Отечественной войне в образах семейных историй» (сборник семейных историй студентов ДонНУ), а также организован флешмоб в честь Дня белых журавлей с демонстрацией видео исполнения стихотворений о войне.

Несмотря на успехи наших студентов, существует ряд проблемных, на данный момент, вопросов:

- дистанционный формат обучения, который не позволяет полноценно проводить воспитательные мероприятия;

- состояние инфраструктуры университета в области реализации молодежной политики не соответствует сегодняшним задачам.

 

Воспитательная работа. Задачи

Задачи на 2023 год по совершенствованию воспитательной деятельности:

  • содействие психологической реабилитации и адаптации к учебному процессу демобилизованных студентов;
  • психологическое сопровождение обучающихся университета;
  • совершенствование системы социальной поддержки студентов льготной категории;
  • повышение исторической грамотности обучающихся ДонНУ с целью противодействия попыткам фальсификации истории;
  • разработка молодежных проектов в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с целью участия в грантовых программах «Росмолодежи»;
  • расширение контактов с молодежными организациями и студенческими объединениями различных регионов Российской Федерации;
  • модернизация структуры системы органов студенческого самоуправления университета;
  • активное привлечение обучающихся к участию
    в просветительском марафоне «Новые Горизонты»
    Российского общества «Знание».

 

Задачи по работе с демобилизованными студентами

         В связи с обострением военно-политической обстановки в преддверие Специальной военной операции по защите Донбасса в ДНР была проведена всеобщая мобилизация мужского населения, в ходе которой на воинскую службу были призваны и студенты нашего университета. Как я уже сказала, этого требовала обострившаяся до предела военная обстановка.

Сегодня мы гордимся нашими студентами, мужественно ставшими на защиту Отечества!

         За прошедшие месяцы коренным образом изменилось положение Донецкой Народной Республики, которая была принята в состав Российской Федерации. 24 сентября был издан Указ Президента нашей страны – Владимира Владимировича Путина, в соответствии с которым на всей территории страны была предоставлена отсрочка от призыва в рамках мобилизации студентам и аспирантам.

         Мы благодарны нашему Президенту за это решение. Оно в сложившихся условиях единственно верное, рассчитанное на перспективу послевоенного обустройства.

18 ноября Глава Донецкой Народной Республики Денис Владимирович Пушилин подписал указ о демобилизации студентов очной и очно-заочной формы учреждений среднего профессионального и высшего образования.

         Наша задача состоит в том, чтобы помочь ранее мобилизованным вернуться к учебному процессу, уделить им должное внимание, проявить заботу о них, содействовать психологической реабилитации, сделать все, чтобы они стали высококвалифицированными специалистами, в которых нуждается Республика.       

         Эти вопросы обсуждались 21 ноября на совещании ректоров вузов ДНР и ЛНР с первым заместителем руководителя администрации Президента РФ Сергеем Владиленовичем Кириенко, Главой Республики Денисом Владимировичем Пушилиным, Председателем Правительства Виталием Павловичем Хоценко. 

         С целью определения порядка выхода из академического отпуска демобилизованных студентов приняты следующие решения:

         1.    Перевод на следующий курс условно в свою же группу.

         2. Установление индивидуального графика для сдачи академической задолженности.

         3. Перевод студентов контрактной формы обучения на бюджет с назначением стипендии.

         4. Закрепление индивидуального куратора за каждым студентом.

По решению Минобрнауки РФ в ДонНУ создан Ресурсный центр практической психологии; закуплено соответствующее оборудование.

Одной из задач Центра является психологическая реабилитация студентов, участников боевых событий. Сотрудники центра прошли обучение на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Методики опираются на комплексный подход, включающий консультативную, тренинговую работу с демобилизованными студентами, а также психологическое консультирование родственников, старост и актив учебной группы.

Демобилизованных студентов необходимо вовлечь в общественную жизнь университета, предложить им временную занятость в структурных подразделениях университета, участие в научных и молодежных проектах РФ и др.

Их подвиг, боевой путь должен стать примером для нас и наших студентов. Важно - не забыть историю каждого! 

 

Финансово-экономическая и хозяйственная деятельность

В целом за текущий год:

  • заработная плата в среднем по университету увеличилась на 34 %;
  • обеспечена своевременная выплата заработной платы, стипендий и социальных пособий.

Следует отметить, что выделяемое бюджетное финансирование в текущем году обеспечивало в основном заработную плату, стипендии и питание детей сирот, что составляет 97%.

За счет внебюджетных средств производилась выплата заработной платы сотрудникам, оплата коммунальных услуг, приобреталась компьютерная техника, дипломы, зачетные книжки и другое.

В связи с изменением минимального размера оплаты труда (МРОТ 15 279 руб.) в настоящее время проводится перерасчет оплаты труда. 

С целью недопущения социальной напряженности в 2022 году университетом выплачена премия по результатам работы за 1, 2, 3 кварталы и в связи с профессиональным праздником Дня работника образования и науки.

Всего выплачена премия на сумму 67 млн. 444 тыс. руб., в том числе 8 млн.185 тыс. руб. за счет внебюджетных средств:

- в марте 2022   - 3 млн. 34 тыс. руб.;

- в июне 2022    - 17 млн. 586 тыс. руб.;

- в сентябре 2022   - 25 млн. 978 тыс. руб.;

- в октябре 2022     - 20 млн. 846 тыс. руб.

 

Отопительный сезон, несмотря на сложные условия, во всех корпусах, включая пострадавшие от обстрелов, был начат вовремя.

В главном корпусе и в корпусах 1 4, 9, 12 организацией «Мосводосток» установлено 693 пластиковых окна, отремонтировано 1500 кв.м крыши.

         Хотелось бы выразить сердечную благодарность Правительству Москвы за необходимую нам помощь, а также сотрудникам ГУП "Мосводостока" - за оперативную, качественную работу.

Перспективы

         В 2023 году предполагается проведение капитального ремонта в корпусах - 4, 6, 10, 12, а также главного учебного корпуса и бассейна.

Начало ремонта в корпусах, находящихся на территории Киевского района, зависит от результатов ведения боевых действий.

Предполагается начать проектные работы по созданию кампуса ДонНУ, который объединит территории учебных корпусов между проспектами Гурова и Театральным, общежитий и территории возле городского пруда.

 

Программа развития ДонНУ - 2030

         Уверенностью в завтрашнем дне, чувством времени, стремлением к выводу университета на качественно новый уровень деятельности по всем направлениям, к дальнейшему умножению и полноценной реализации его потенциала в интересах региона и страны, была продиктована инициатива разработки масштабной Программы его развития до 2030 года.

         Как вы знаете, разработка программы завершена в минувшем году. Она получила всемерную продержку нашего коллектива, поддержана научной общественностью и властными структурами.

         Сегодня программа приобретает роль Дорожной карты выверенных конкретных шагов в достижении университетом уровня ведущих отечественных вузов, в завершении процессов выхода на направления, показатели и критерии, в полной мере отвечающие требованиям к уровню деятельности федеральных университетов крупных российских регионов. 

         Спектр заданий программы является самым широким – от реальных обоснованных предложений по расширению учебных и научных площадей, открытию новых востребованных направлений подготовки, до заданий в области развития фундаментальных и прикладных исследований в интересах комплекса производительных сил региона.

         В реализации программы предусмотрено самое масштабное участие организаций Научно-образовательного и инновационного комплекса «Донецкий национальный университет», включающего семь академических научных учреждений Донецка и ряд учреждений образования. Определены направления совместной работы с каждой из организаций нашего академического консорциума. Для их решения необходима наращиваемая повседневная координация текущей исследовательской деятельности, синхронизация интересов и повышение отдачи от взаимовыгодного сотрудничества.

         Мы исходим и из того, что реализация заданий программы в части прикладных исследований для практического внедрения их результатов в промышленный сектор и сельское хозяйство региона требует и выхода на новый уровень межвузовского взаимодействия, научной кооперации с нашими коллегами – в первую очередь, с вузами, имеющими богатые традиции и мощнейший потенциал в своих областях деятельности, – Донецким национальным техническим университетом и Донбасской национальной академией строительства и архитектуры.

 

Стратегический проект "Педагог нового поколения"

          ДонНУ как классический университет, развивающийся в научно-исследовательской парадигме, не просто имеет все возможности, но обязан вести подготовку педагогических кадров для общего образования.

               Современная общеобразовательная школа требует педагога-исследователя, обладающего теми компетенциями, который успешно формирует именно классический университет. Интеграционно-инновационной площадкой общего педагогического образования может стать Лицей ДонНУ, трансформированный в СУНЦ – "Образовательный центр "Менделеев".

               Кроме того, накопленный в ДонНУ за годы войны опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, научного осмысления Донбасса как части России позволяет университету внести свой вклад в разработку системного подхода к формированию будущего учителя – педагога и гражданина.

В Донецком национальном университете из 174 направлений, специальностей и их профилей, подготовка педагогических кадров осуществляется по 61 направлению, в том числе по 30 профилям в бакалавриате, 30 магистерским программам и 1 программе специалитета.

Из 15-тысячного контингента ДонНУ 4824 студента обучаются на педагогических направлениях (41%).

В Программе развития ДонНУ до 2030 года предусмотрена реализация стратегического проекта «Педагог нового поколения», в основе которого положено четыре проекта:

1. Развитие аналитической деятельности будущего учителя;

2. Формирование проектного мышления педагога;

3. Формирование гражданско-патриотической культуры будущего учителя;

4. Цифровая педагогика современной школы.

 

Совет по педагогическому образованию при ДонНУ

В университете планируется создание Совета по педагогическому образованию.

Важнейшей задачей Совета станет содействие формированию единого научно-методического пространства педагогического образования в Республике.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашем сегодняшнем разговоре было бы уместно вспомнить Александра Ивановича Герцена, русского писателя, публициста, философа, который ровно 180 лет тому назад записал в своем «Дневнике»: «Поймут ли, оценят ли, грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, - а между тем наши страдания - почка, из которой разовьется их счастье".

Все, о чем писал классик, сегодня для нас как никогда актуально. Чтобы добиться улучшения жизни, успешно решать задачи, что стоят перед страной, нам нужно вести наступление по всем направлениям университетской деятельности.

В ближайшее время для восстановления экономики и социальной сферы Донбасса потребуются высококвалифицированные специалисты.

  • Поэтому наша приоритетная задача - повышение качества подготовки выпускников, что нужно сделать в сложных условиях периода дистанционного обучения.
  • Важнейшей задачей момента является наше полноценное вхождение в отечественную, российскую образовательную систему, эффективная ускоренная адаптация к российским нормам и требованиям по уровню и качеству учебной, научной, культурно-воспитательной работы.

И задача – не только примерять эти требования к себе, но и возглавить эти процессы на новых освобождаемых территориях.

Эти процессы требуют каждодневного внимания и участия всего коллектива.

Сейчас еженедельно проходят инструктивные онлайн-совещания по различным вопросам переходных процессов, и при появлении ясности с их урегулированием необходимо самыми высокими темпами внедрять в нашу работу.

Мы благодарны Министерству науки и высшего образования РФ, нашему Министерству науки и образования ДНР за действенную помощь и конструктивную работу по реализации этой приоритетной задачи.      

  • И бесспорно нужно все более активно и эффективно для развития университета использовать уже созданные прорывные возможности.

         1. Их первым примером может служить налаживаемое сотрудничество с ведущей российской Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмосом», протянувшей нам руку поддержки и творческого взаимодействия.

         Уже намечены первые конкретные экспериментальные работы по этой линии, подготовлен ряд других предложений наших коллег - ученых физико-технического и биологического факультетов.

         В соответствии с предварительной проработкой направлений сотрудничества с Росскосмосом в настоящее время готовится проведение экспериментов на Международной космической станции (МКС) по анализу лесных массивов на признаки наличия полезных ископаемых в почве Донбасса. Сопостановщики: Донецкий национальный университет и Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева.

         Задача в том, чтобы реализовать это сотрудничество в возможных для каждого момента времени формах не ослабевающими темпами. 

         2. И конечно, вторым важнейшим для нас направлением является продолжение, расширение и активизация сотрудничества с МГУ имени М.В. Ломоносова.

         Мы получили полугодичный опыт конкретной совместной работы в рамках Дорожной карты на вторую половину уходящего года, ощутили свои возможности и трудности в реализации планов взаимодействия, добились по многим направлениям весьма хороших результатов.

         Учитывая все это, наша важнейшая неотложная задачасоздать продуманную эффективную реальную Дорожную карту взаимодействия на 2023 год.

         Это самый верный способ перенять опыт наших коллег из МГУ, иметь ориентиры для нашего профессионального продвижения в виде уровня работы и достижений одного из ведущих университетов мира.

         Хочу назвать еще ряд важнейших стратегических задач, которые стоят перед нашим коллективом в самое ближайшее время.

 

Стратегические задачи

         Это:

         1. Разработка с участием ведущих вузов России научно-обоснованных предложений в Программу социально-экономического и культурного развития Донецкой Народной Республики.

 

         2. Нам необходимо инициировать и сыграть ведущую роль в разработке Концепции кадрового обеспечения экономики, социальной и гуманитарной сферы, ориентированной на восстановление, а также интенсивное и инновационное развитие Донбасса.

 

         3. Определить основные направления научно-исследовательской деятельности университета и привести их в соответствие с целями и задачами восстановления и развития региона.  Укрепить научную и материально-техническую базу университета.

 

         4. Выйти на совместные с Росскосмосом образовательные программы и новые научные эксперименты на МКС.

 

         5. Изучить возможность создания «Научно-технологической долины академического консорциума ДонНУ», исходя из целей повышения эффективности процессов внедрения результатов передовых инновационных разработок.

 

       6. Разработать проект создания Университетского кампуса с соответствующей инфраструктурой, а также жилья для научных и педагогических кадров.

 

         7. И конечно, мы должны не ослаблять, всемерно наращивать усилия по воспитанию в нашем коллективе, в студенческой среде чувства патриотизма, формированию национального самосознания, обеспечивающего целостность России и Русского мира, стремление к возрождению единой России.

 

Уважаемые коллеги!

 

         Оценивая сегодня все, что сделано за прошедший год, можно с полной уверенностью утверждать - проведена огромная, всесторонняя, масштабная и полезная работа.

         Ее результаты очевидны. Они убеждают нас в том, что многие задачи, которые мы ставили перед собой во всех сферах жизнедеятельности, решаются, некоторые уже решены, другие находятся в завершающей стадии.

         Но главное – это определение новых задач, требований к содержанию, качеству и напряженности всей нашей деятельности в условиях проводимой Специальной военной операции.

         В таком вот ключе участникам конференции предлагается обсудить вынесенные на повестку дня вопросы, внести предложения, подготовить решение, которое было бы адекватно требованиям времени.

         Искренне выражаю благодарность всему трудовому коллективу, за понимание проблем, поддержку, совместную работу, в результате которой, мы добились успешной реализации поставленных целей.

         Желаю вам, дорогие коллеги, друзья и товарищи, достижения Победы, установления мира, на нашей Русской земле.

         Здоровья вам, новых творческих дел, и успешной их реализации.

         Счастья вам, и вашим семьям, благополучия, достатка, уверенности в наступлении светлых и безоблачных дней!

 

Благодарю за внимание!