Новости университета

Studia Germanica, Romanica et Comparatistica

Вы здесь

УДК 81'373.2+81'342:( 811.112.2)

© 2018 Н. В. Усова

ПОЭТОНИМ ORPHEUS В ЦИКЛЕ Р. -М. РИЛЬКЕ: ФОНЕТИКА И СЕМАНТИКА

Статья посвящена рассмотрению мифопоэтонима ORPHEUS в цикле Р.-М. Рильке «Сонеты к Орфею». Исследование фокусируется на анализе фонетического аспекта онимной единицы и поэтического текста. В результате применения лингвистических методов исследования устанавливаются механизмы возникновения связей звучания и семантики поэтонима с семантикой контекста и со смыслом целого.

Ключевые слова: имя собственное, онимная единица, мифопоэтоним, фонетика, семантика.

© 2018 N. V. Usova

POETONYM ORPHEUS  IN LITERARY CYCLE BY R.-M. RILKE: PHONETICS AND SEMANTICS

The article considers the mythopoetonym ORPHEUS in the literary cycle by R.-M. Rilke «Sonnets to Orpheus». The study focuses on the analysis of the phonetic aspect of the onym unit and the poetic text. The research findings testify to the fact that there exists a close correspondence between the poetonym’s phonetics and semantics and the meaning of its immediate contexts and the whole literary text.

Key words: proper name, onym unit, mythopoetonym, phonetics, semantics.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / науч. ред. П. Е. Бухаркин. М.: Либроком, 2014. 452 с. (Лингвистическое наследие ХХ века).
  2. Белый А. Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. 830 c.
  3. Гавриш Е. А. Просодическая обусловленность модификаций смычных согласных в немецких текстах // Взаимодействие сегментного состава и просодии текста. К.: КГПИИЯ, 1986. C. 38-46.
  4. Гендлер И. B. Символический характер мифонимов в русской антологической поэзии // IX Международая конференция «Ономастика Поволжья». Волгоград: Перемена, 2002. С. 222-224.
  5. Дворжецкая М. П. Сегментная и просодическая специфика ключевых слов текста // Взаимодействие сегментного состава и просодии текста. К.: КГПИИЯ, 1986. C. 5-13.
  6. Джанджакова Е. В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1979. С. 207-213.
  7. Журавлёв А. П. Фонетическое значение. Л.: ЛГУ, 1974. 160 c.
  8. Калинкин В. М. Этюды о поэтике онимов в творчестве О. Мандельштама. 1. «Звуковая плоть» и «духовная сущность» // Материалы юбилейной конференции, посв.
    60-летию филологического факультета ВГУ. Воронеж, 2002. Вып.1. Языкознание. С. 54-60.
  9. Карпенко Ю. А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки. 1986. № 4. С. 34-40.
  10. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Симферополь, 1998. 480 c.
  11. Михайлов В. Н. Античные имена в системе русской ономастической лексики // Русское языкознание. К.: Киевский ун-т им. Т. Шевченко, 1993. Вып. 26. С. 143-149.
  12. Некрасова Е. А. Некоторые наблюдения над употреблением имён собственных в произведениях А. Вознесенского // Ономастика и норма / отв. ред. Л. П. Калакуцкая. М.: Наука, 1976. С. 200-208.
  13. Петрухин А. Ф. Содержательность звуковой формы поэтического произведения (на материале немецкой поэзии): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. М., 1979. 23 с.
  14. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М: Наука, 1978. 199 с.
  15. Сталтмане В. Э. Ономастическая лексикография. М.: Наука, 1989. 116 с.
  16. Стериополо Е. И. О проблеме дистантной ассимиляции гласных в текстах современного немецкого языка // Взаимодействие сегментного состава и просодии текста. К.: 1986. С. 14-21.
  17. Усова Н. В. Некоторые аспекты отражения звуковой стороны онима в поэтическом тексте (на материале «Сонетов к Орфею» Р.-М. Рильке) // Лінгвістичні дослідження. Горлівка: Вид-во ГДПІІМ, 2004. Вип. 4. С. 55-64.
  18. Усова Н. В. Имя собственное в синхронии и диахронии языка и культуры. Донецк: ДонНУ, 2018. 385 с. (Типологические, сопоставительные, диахронические исследования; Т. 16).
  19. Фонякова О. И. Имя собственное в художественном тексте. Л.: ЛГУ, 1990. 104 с.
  20. Arndt E. Deutsche Verslehre. Berlin: Volk und Wissen, 1984. 257 S.
  21. Bassermann D. Der späte Rilke. München: Leibnitz Verlag, 1947. 468 S.
  22. Beobachter // LIVEJOURNAL. Доступ: https://beobaxter.livejournal.com/892772.html. (дата обращения: 12.10.2018).
  23. StatSoft Russia. 2018. Доступ: http://statistica.ru/local-portals/data-mining/analiz-tekstov/. (дата обращения: 12.06.2018).
  24. Stock E. Deutsche Intonation. Berlin, München, Leipzig: Langenscheidt, 1999. 144 S.
  25. Wikipedia: Die freie Enzyklopädie. Доступ: https://de.wikipedia.org/wiki/Buchstabenh%C3%A4ufigkeit. (дата обращения: 11.10.2018).

ИСТОЧНИК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

Рильке Р. Лирика: сборник. М.: Прогресс, 1981. 517 с.

REFERENCES

  1. Аrnold, I. V. (2014). Semantika. Stilistika. Intertekstualnost [Semantics. Stylistics. Intertextuality]. M.: Librokom. (Lingvisticheskoe nasledie ХХ veka) (In Russ.).
  2. Belyy, А. (1988). Stati. Vospominaniya. Publikatsii [Articles. Memoirs. Publications]. M.: Sovetskiy pisatel. (In Russ.).
  3. Gavrish, E. А. (1986). Prosodicheskaya obuslovlennost modifikatsiy smychnykh soglasnykh v nemetskikh tekstakh [Prosodic causality of the occlusive consonants modifications in German texts]. In Vzaimodeystvie segmentnogo sostava i prosodii teksta. K.: KGPIIYa. Pp. 38-46. (InRuss.).
  4. Gendler, I. B. (2002). Simvolicheskiy kharakter mifonimov v russkoy antologicheskoy poezii [The symbolic nature of the myths in Russian anthological poetry]. In IX Mezhdunarodnaya konferentsiya «Onomastika Povolzhya». Volgograd: Peremena. Pp. 222-224. (In Russ.).
  5. Dvorzhetskaya, M. P. (1986). Segmentnaya I prosodicheskaya spetsifika klyuchevykh slov teksta [The segmental and prosodic particularity of key words in a text]. In Vzaimodeystvie segmentnogo sostava i prosodii teksta. K.: KGPIIYa. Pp. 5-13. (In Russ.).
  6. Dzhandzhakova, E. V. (1979). O poetike zaglaviy [About the poetics of titles]. In Lingvistika i poetika. M.: Nauka. Pp. 207-213. (In Russ.).
  7. Zhuravlev, А. P. (1974). Foneticheskoe znachenie [Phonetic meaning]. L.: LGU. (In Russ.).
  8. Kalinkin,V. M. (2002). Etyudy o poetike onimov v tvorchestve O. Mandelshtama. 1. «Zvukovaya plot» I «dukhovnaya sushchnost» [Studies on the poetics of names in the works of O. Mandelstam. 1. «Sound flesh» and «spiritual essence»]. In Materialy yubileynoyj konferentsii, posv. 60-letiyu filologicheskogo fakulteta VGU. Voronezh. Vyp. 1. Yazykoznanie. Pp. 54-60. (In Russ.).
  9. Karpenko, Yu. А. (1986). Imya sobstvennoe v khudozhestvennoy literature [The proper name in fiction literature]. In Filologicheskie nauki. No. 4. Pp. 34-40. (In Russ.).
  10. Kun, N. А. (1998). Legendy i mify Drevney Gretsii [The legends and myths of Ancient Greece]. Simferopol. (In Russ.).
  11. Mikhaylov, V. N. (1993). Аntichnye imena v sisteme russkoy onomasticheskoy leksiki [Antique names in the system of Russian onomastic vocabulary]. In Russkoe yazykoznanie: Mezhvedomstvennyy nauch. sb. K.: Kievskiy un-t im. T. Shevchenko.Vyp. 26. (In Russ.).
  12. Nekrasova, E. А. (1976). Nekotorye nablyudeniya nad upotrebleniem imen sobstvennykh v proizvedeniyakh А. Voznesenskogo [Some observations on the use of proper names in the works of Andrei Voznesensky]. In L. P. Kalakutskaya (ed.) Onomastika i norma. M.: Nauka. Pp. 200-208. (In Russ.).
  13. Petrukhin, А. F. (1979). Soderzhatelnost zvukovoy formy poeticheskogo proizvedeniya (na materiale nemetskoy poezii) [The content of the sound form in a poetic work (on the material of German poetry)]: аvtoref. dis. … kand. filol. nauk: 10.02.04. M.
  14. Podolskaya, N. V. (1978). Slovar russkoy onomasticheskoy terminologii [Dictionary of Russian onomastic terminology]. M: Nauka. (In Russ.).
  15. Staltmane, V. E. (1989). Onomasticheskaya leksikografiya [The onomastic lexicography]. M.: Nauka. (In Russ.).
  16. Steriopolo, E. I. (1986). O probleme distantnoy assimilyatsii glasnykh v tekstakh sovremennogo nemetskogo yazyka [On the problem of distant vowels assimilation in texts of the modern German language]. In Vzaimodeystvie segmentnogo sostava I prosodii teksta. K.: KGPIIYa. Pp. 14-21. (In Russ.).
  17. Usova, N. V. (2004). Nekotorye aspekty otrazheniya zvukovoy storony onima v poeticheskom tekste (na materiale «Sonetov k Orfeyu» R.-M. Rilke) [Some aspects of the onym sounding reflection in a poetic text (on the material of «Sonnets to Orpheus» by R.-M. Rilke)]. In Lіngvіstichnі doslіdzhennya. Gorlіvka: Vyd-voGDPІІM. Vyp. 4. Pp. 55-64. (In Russ.).
  18. Usova, N. V. (2018). Imya sobstvennoe v sinkhronii i diakhronii yazyka i kultury [Proper name in synchrony and diachrony of language and culture]. Donetsk: DonNU. (Tipologicheskie, sopostavitelnye, diakhronicheskie issledovaniya; Vol. 16). (In Russ.).
  19. Fonyakova, O. I. (1990). Imya sobstvennoe v khudozhestvennom tekste [Proper name in the literary text]. L.: Izd-vo LGU. (In Russ.).
  20. Arndt, E. (1984). Deutsche Verslehre. Berlin: Volk und Wissen.
  21. Bassermann, D. (1947). Der späte Rilke. München: Leibnitz Verlag.
  22. Beobachter. In LIVEJOURNAL. Available at :https://beobaxter.livejournal.com/892772.html. (accessed: 12.10.2018).
  23. Stat Soft Russia (2018). Available at: http://statistica.ru/local-portals/data-mining/analiz-tekstov/. (accessed: 12.06.2018).
  24. Stock, E. (1999). Deutsche Intonation. Berlin, München, Leipzig: Langenscheidt.
  25. Wikipedia: Diefreie Enzyklopädie. Available at: https://de.wikipedia.org/wiki/Buchstabenh%C3%A4ufigkeit. (accessed: 11.10.2018).

ILLUSTRATIVE MATERIAL

Rilke, R. (1981). Lirika: sbornik [Lyrics: Collection]. M.: Progress.

Усова Нина Васильевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии 
(e-mail: n_v_usova@mail.ru), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» 
283001, Донецк, Университетская, 24