Новости университета

Studia Germanica, Romanica et Comparatistica

Вы здесь

УДК 811.11

2018 Е. В. Коваленко

ЗАГОЛОВКИ СООБЩЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ТЕХНИКИ
(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ)

Заголовки имеют большое значение для газетной статьи, потому что они первое, с чем сталкивается читатель, именно от них зависит, заинтересуется ли он предложенным материалом, продолжит ли чтение статьи, какое впечатление оставит статья и запомнится ли ему. Они отражают не только черты, присущие тому или иному языку, но и в целом мировоззренческую картину мира читателя. Данная статья посвящена информативности как одному из средств привлечения внимания читателя. Всего было отобрано 600 заголовков методом сплошной выборки из англо- и русскоязычных изданий «The Spectator» и «Эксперт». Целью исследования является сопоставительный анализ использования информативности заголовков в статьях разной тематики с целью привлечения внимания читателя.

Ключевые слова: особенности заголовков, привлечение внимания читателя, современная пресса.

© 2018 E. V. Kovalenko

HEADLINES OF CULTURAL, TECHNICAL AND SCIENTIFIC NEWS
(BASED ON OF ENGLISH-LANGUAGE AND RUSSI
АN-LANGUAGE MASS MEDIA)

Headlines are of great importance for a newspaper article, because they are the first thing, that a reader perceives, his or her further reading depends on them as well as interest to the given information and impression after reading. Also headlines are significant for the fact whether the article will be remembered or not. They reflect not only the tendencies in languages, but also the worldview of readers. This article deals with the informativity as a means of drawing a reader’s attraction. The material includes 600 headlines selected by a continuous sampling method from the English edition “The Spectator” and the Russian edition “Expert”. The aim of the analysis is to undertake a comparative study of the informativity as a means of drawing a reader’s attraction in headlines of the articles dealing with different topics.

Key words: peculiarities of headlines, means of a reader’s attention drawing, modern press.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2002. 288 с.
  2. Гуслякова Н. В. Функциональная специфика полиструктурных газетных заголовков // Вестник Ставропольского государственного университета, 2007. № 48. С. 86-89.
  3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2002. 315 c.
  4. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 168 c.
  5. Мельникова Е. А. Точность и достоверность как критерии информативности текста новостного сообщения // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание, 2014. № 5 С. 94-100.
  6. Милованова С. О. Газетный заголовок как средство актуализации смысла // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 368-372.
  7. Мужев В. С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Вопросы романо-германской филологии. Москва, 1970. Вып. 55. С. 86-94.
  8. Сыров И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2002. № 3. С. 59-68.
  9. Таюпова О. И. Прагматический потенциал заголовков в современных публицистических текстах // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. C. 21-26.
  10. Шмидт О. Ю. Заголовок в спортивных СМИ: значение рекламной функции // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 1. С. 241-244. 
  11. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001. 137 с.
  12. Heath С., Heath D. Made to Stick. New York: Random House Publishing Group, 2008. 291 p.
  13. Kronrod A., Engel A. Accessibility theory and referring expressions in newspaper headlines // Journal of Pragmatics. 2004. No. 33. P. 683-699.
  14. Küpper N. Blickaufzeichnung. Erforschung des Leserverhaltens beim Zeitungslesen // DD-Sonderbeilage. Forschungsprojekt Blickaufzeichnung. Ostfildern: Deutscher Drucker Verlag. 1989. No. 31. S. 97-104.
  15. Luhmann N. Die Realität der Massenmedien. 3 Aufl. Opladen: Verlag für Sozialwissenschaft, 2004. 126 p.

REFERENCES

  1. Gurevich, S. M. (2002). Gazeta: vchera, segodnya, zavtra [The newspaper: yesterday, today, tomorrow]. Moskva: Aspekt Press. (In Russ.).
  2. Guslyakova, N. V. (2007). Funktsionalnaya spetsifika polistrukturnykh gazetnykh zagolovkov [Functional specific of polystructural newspaper heading]. In Vestnik Stavropolskogo gosudarstvennogo universiteta. No 48. Pp. 86-89. (In Russ.).
  3. Klyuev, E. V. (2002). Rechevaya kommunikatsiya. Uspeshnost rechevogo vzaimodeystviya [Speech communication. Efficiency of speech interaction]. Moskva. (In Russ.).
  4. Matveeva, T. V. (1990). Funktsionalnye stili v aspekte tekstovykh kategoriy: Sinkhronno-sopostavitelnyy ocherk [Functional styles in terms of text category: synchronistic comparative essay]. Sverdlovsk: Izdatelstvo Uralskogo universiteta. (In Russ.).
  5. Melnikova, E. A. (2014). Tochnost i dostovernost kak kriterii informativnosti teksta novostnogo soobshcheniya [Accuracy and reliability as criteria of informativeness in the news story] In Vestnik VolGU. Seriya 2: Yazykoznanie. No. 5. Pp. 94-100. (In Russ.).
  6. Milovanova, S. O. (2010). Gazetnyy zagolovok kak sredstvo aktualizatsii smysla [Newspaper headline as a mean of sense actualization] In Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. No. 1. Pp. 368-372. (In Russ.).
  7. Muzhev, V. S. (1970). O funktsiyakh zagolovkov [About headline’s functions]. In Uchenye zapiski MGPIIYa im. M. Toreza. Voprosy romano-germanskoy filologii. Moskva. No. 55. Pp. 86-94. (In Russ.).
  8. Syrov, I. A. (2002). Funktsionalno-semanticheskaya klassifikatsiya zaglaviy i ikh rol v organizatsii teksta [Functional-semantical classification of headlines and their role in the organization of the text]. In Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshey shkoly. No. 3. Pp. 59-68. (In Russ.).
  9. Tayupova, O. I. (2015). Pragmaticheskiy potentsial zagolovkov v sovremennykh publitsisticheskikh tekstakh [Pragmatic potential of headlines in modern journalistic texts]. In Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkulturnaya kommunikatsiya. No. 4. Pp. 21-26. (In Russ.).
  10. Shmidt, O. Yu. (2014). Zagolovok v sportivnykh SMI: znachenie reklamnoy funktsii [The headline in the sports media: the value of advertising functions]. In Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta.  No. 1. Pp. 241-244. (In Russ.).
  11. Shostak, M. I. (2001). Reporter: professionalizm i etika [Reporter: professionalism and ethics]. Moskva. (In Russ.).
  12. Heath, С., Heath D. (2008). Made to Stick. New York: Random House Publishing Group.
  13. Kronrod, A., Engel, A. (2004). Accessibility theory and referring expressions in newspaper headlines. In Journal of Pragmatics. No. 33. Pp. 683-699.
  14. Küpper, N. (1989). Blickaufzeichnung. Erforschung des Leserverhaltens beim Zeitungslesen. In DD-Sonderbeilage. Forschungsprojekt Blickaufzeichnung. Ostfildern: Deutscher Drucker Verlag. No. 31. S. 97-104
  15. Luhmann, N. (2004). Die Realität der Massenmedien. 3 Aufl. Opladen: Verlag für Sozialwissenschaft.

Коваленко Екатерина Витальевна – магистрант кафедры теории и пратики перевода
(
e-mail: KovalenkoEck@yandex.ru), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет»  
283001, Донецк, Университетская, 24

Kovalenko Ekaterina V. – Graduate Student of the Translation Studies Department 
(e-mail: KovalenkoEck@yandex.ru), State Educational Institution of Higher  Professional Education
«Donetsk National University» 
24, Universitetskaya st., Donetsk, 283001