УДК 659.1(051):81′367:811.111
© 2018 С. А. Вожова
ТАКТИКА АКЦЕНТИРОВАНИЯ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОСТИ ПРОДУКТА В АНГЛО-, ИСПАНО-, НЕМЕЦКО-
И РУССКОЯЗЫЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ ЗАГОЛОВКАХ
Статья посвящена анализу прагмалингвистических особенностей заголовков печатной бытовой рекламы в сопоставительном аспекте. Составлена классификация коммуникативно-прагматических стратегий и тактик рекламных заголовков. Описаны структурно-семантические особенности тактики акцентирования высококачественности продукта с целью выявления их влияния на эффективность рекламного заголовка. Осуществлен сопоставительный анализ тактик, реализованных в англо-, испано-, немецко-
и русскоязычных заголовках.
Ключевые слова: коммуникативная стратегия, парцелляция, рекламный заголовок, риторические фигуры, тактика.
© 2018 S. A. Vozhova
TACTIC OF EMPHASIZINGING HIGH QUALITY OF A PRODUCT IN ENGLISH, SPANISH, GERMAN AND RUSSIAN ADVERTISING HEADLINES
The article deals with the research of the linguo-pragmatic properties of English, Spanish, German and Russian headlines of the printed common advertisement. The classification of the communicative-pragmatic strategies and tactics of the advertising headlines has been worked out. The structural-semantic properties of the tactic of emphasizing high quality of a product have been described to reveal their influence on a headline effectiveness. The comparative analysis of the tactics realized in English, Spanish, German and Russian headlines has been carried out.
Key words: communicative strategy, parcelling, advertising headline, figures of speech, tactic.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бзезян Р. В. О прагматических аспектах рекламного текста // Слово. Мысль. Душа. Краснодар: КубГУ, 2008. C. 331-336.
- Вожова С. А., Калиущенко В. Д. Синтаксические особенности англо-, немецко- и русскоязычных рекламных заголовков // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. Т. 4: Филологические науки. Ч. 1: Иностранная филология С. 20-22.
- Горелова Ю. Н. Коммуникативно-прагматические и этнокультурные особенности рекламного текста: на материале англоязычной и русскоязычной печатной рекламы. Казань, 2005. 161 с.
- Демина Ю. В. Рекламный текст в коммуникативно-прагматическом аспекте: на материале немецкоязычной печатной и телевизионной рекламы. СПб., 2001. 179 с.
- Иванова Е. С. Коммуникативно-прагматические аспекты текстов интернет-рекламы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 91-97.
- Калиущенко В. Д., Вожова С. А. Тактики коммуникативно-прагматической оптимизирующей стратегии в англо- и русскоязычных рекламных заголовках // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica: научный журнал / отв. ред. В. Д. Калиущенко. Донецк: ДонНУ, 2016. Т. 12. Вып. 2 (34). С. 62-73.
- Козина Т. А., Смирнова В. Н. Формальная организация рекламного заголовка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 284-291.
- Лещенко О. В. Комунікативні стратегії, тактики і прийоми в німецьких та українських слоганах (на матеріалі реклами фінансових, страхових і консалтингових послуг) // Studia Germanica et Romanica: Іноземні мови. Зарубіжна література. Методика викладання: науковий журнал / голов. ред. В. Д. Каліущенко. Донецьк: ДонНУ, 2013. Т. 10. № 2 (29). С. 94-104.
- Мещерякова Н. В. О языке социальной рекламы: основные положения // Ученые записки РГСУ. 2009. № 3. С. 184-189.
- Пирогова Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации // Текст. Интертекст. Культура. М.: Азбуковик, 2001. C. 543-553.
- Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама – принципы и практика / пер. М. Артюх. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 798 с.
- Austin J. L. How to do things with words. Oxford, 1962. 174 p.
- El-Daly H. M. Towards an Understanding of the Discourse of Advertising: Review of Research with Special Reference to the Egyptian Media // African Nebula. 2011. Vol. 3. P. 25-47.
- Fairclough N. Critical discourse analysis: Critical study of language. 2nd eds. UK. Longman, 2010. 591 p.
- Kuar K., Arumugam N., Yunus N. M. Beauty product advertisements: A critical discourse analysis // Journal of Asian Social Science. 2013. Vol. 9. Nо. 3. P. 61.
- Searle J. The Classification of Illocutionary Acts // Language in Society. 1976. Vol. 5. Nо. 1. P. 1-23.
- Vestergaard T., Schroder K. The Language of Advertising. Oxford; New York: Blackwtill, 1985. 180 p.
- Ungerer F. English Media Texts - Past and Present: Language and Textual Structure. Amsterdam, PA: J. Benjamin Pub., 2000. 286 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
- Домашний очаг. 2/2016. Доступ: http://pressa-vsem.ru/. (дата обращения: 20.02.2016)
- ХлебСоль. 1-2/2013. Доступ: http://pressa-vsem.ru/. (дата обращения: 20.02.2016)
- Buen Provecho. 3/2017. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 01.10.2017)
- EatingWell USA. 5-6/2015. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 08.10.2015)
- Elle Россия. 2/2016. Доступ: http://pressa-vsem.ru/. (дата обращения: 20.02.2016)
- Elle USA. 11/2014. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 08.10.2015)
- Estar Vital. 9/2017. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 08.10.2017)
- Freundin. 11/2016. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 01.10.2017)
- Integral. 10/2017. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 1.11.2017)
- InStyle Germany. 6/2016. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 01.10.2017)
- Men's Journal. 4/ 2015. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 08.10.2015)
- Men's Health Germany. 10/2013. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 01.10.2015)
- Vegetarian Times. 9/2015. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 01.10.2015)
- Vogue Spain. 7/2017. Доступ: http://akyla.net/. (дата обращения: 08.10.2017)
REFERENCES
- Bzezyan, R. V. (2008). O pragmaticheskikh aspektakh reklamnogo teksta [On pragmatic aspects of advertising text]. In Slovo. Mysl. Dusha. Krasnodar: KubGU. Pp. 331-336. (In Russ.).
- Vozhova, S. A., Kaliuščenko, V. D. (2017). Sintaksicheskie osobennosti anglo-, nemecko- i russkoyazychnykh reklamnykh zagolovkov [Syntactical peculiarities of English, German and Russian Advertising Headlines]. In Donetskie chteniya 2017: Russkiy mir kak tsivilizatsionnaya osnova nauchno-obrazovatelnogo i kulturnogo razvitiya Donbassa. Donetsk: Izd-vo DonNU. T. 4: Filologicheskie nauki. Ch. 1: Inostrannaya filologija. Pp. 20-22. (In Russ.).
- Gorelova, Yu. N. (2005). Kommunikativno-pragmaticheskie i etnokulturnye osobennosti reklamnogo teksta: na materiale angloyazychnoy i russkoyazychnoy pechatnoy reklamy [Communicative-pragmatic and ethnocultural properties of the advertising text: based on English and Russian printed advertisement]. Kazan. (In Russ.).
- Demina, Yu. V. (2001). Reklamnyy tekst v kommunikativno-pragmaticheskom aspekte: na materiale nemetskoyazychnoy pechatnoy i televizionnoy reklamy [Advertising text in the communicative-pragmatic aspect: based on German printed and television advertisement]. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
- Ivanova, E. S. (2011). Kommunikativno-pragmaticheskie aspekty tekstov internet-reklamy [Communicative-pragmatic aspect of Internet advertising texts]. In Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. No. 132. Pp. 91-97. (In Russ.).
- Kaliuščenko, V. D., Vozhova, S. A. (2016). Taktiki kommunikativno-pragmaticheskoy optimiziruyushchey strategii v anglo- i russkoyazychnykh reklamnykh zagolovkakh [Tactics of the communicative-pragmatic optimizing strategy in English and Russian advertising headlines]. In Studia Germanica, Romanica et Comparatistica: nauchnyy zhurnal / otv. red. V. D. Kaliuščenko. Donetsk: DonNU. T. 12. Vyp. 2 (34). Pp. 62-73. (In Russ.).
- Kozina, T. A., Smirnova, V. N. (2012). Formalnaya organizatsiya reklamnogo zagolovka [Formal organization of the advertising headline]. In Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. No. 27. Pp. 284-291. (In Russ.).
- Leshchenko, O. V. (2013). Komunіkatyvnі strategіyi, taktyky і priyomy v nіmetskykh ta ukrayinskykh slohanakh (na materіalі reklamy fіnansovykh, strakhovykh і konsaltyngovykh posluh) [Communicative strategies, tactics and techniques of German and Ukrainian slogans (based on financial, insurance and consultancy services advertisement)]. In Studia Germanica et Romanica: Іnozemnі movy. Zarubіzhna lіteratura. Metodyka vykladannya: nauk. zhurnal / golov. red. V. D. Kalіuščenko. Donetsk: DonNU. T. 10. No. 2 (29). Pp. 94-104. (In Ukr.).
- Meshcheryakova, N. V. (2009). O yazyke sotsialnoy reklamy: osnovnye polozheniya [On the language of social advertising: fundamental principles]. In Uchenye zapiski RGSU. No. 3. Pp. 184-189. (In Russ.).
- Pirogova, Yu. K. (2001). Strategii kommunikativnogo vozdeystviya v reklame: opyt tipologizatsii [Strategies of communicative impact in advertising: classification experiment]. In Tekst. Intertekst. Kultura. M.: Azbukovik. Pp. 543-553. (In Russ.).
- Wells, W., Burnett, J., Moriarti, S. (1999). Reklama – printsipy i praktika [Advertising – principes&practice] / per. M. Artyukh. Izd-vo «Piter». (In Russ.).
- Austin, J. L. (1962). How to do things with words. Oxford.
- El-Daly, H. M. (2011). Towards an Understanding of the Discourse of Advertising: Review of Research with Special Reference to the Egyptian Media. In African Nebula. Vol. 3. Pp. 25-47.
- Fairclough, N. (2010). Critical discourse analysis: Critical study of language. 2nd eds. UK. Longman.
- Kuar, K., Arumugam, N., Yunus, N. M. (2013). Beauty product advertisements: A critical discourse analysis. In Journal of Asian Social Science. Vol. 9. No. 3. Pp. 61.
- Searle, J. (1976). The Classification of Illocutionary Acts. In Language in Society. Vol. 5. No. 1. Pp. 1-23.
- Vestergaard, T., Schroder, K. (1985). The Language of Advertising. Oxford; New York: Blackwtill.
- Ungerer, F. (2000). English Media Texts – Past and Present: Language and Textual Structure. Amsterdam, PA: J. Benjamin Pub.
SOURCES OF ILLUSTRATIVE MATERIAL
- KhlebSol [Bread and salt]. 1-2/2013. Available at: http://pressa-vsem.ru/. (accessed: 20.02.2016).
- Domashniy ochag [Hearth and home]. 2/2016. Available at: http://pressa-vsem.ru/. (accessed: 20.02.2016).
- Buen Provecho. 3/2017. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 01.10.2017).
- EatingWell USA. 5-6/2015. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 08.10.2015).
- Elle Russia. 2/2016. Available at: http://pressa-vsem.ru/. (accessed: 20.02.2016).
- Elle USA. 11/2014. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 08.10.2015).
- Estar Vital. 9/2017. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 08.10.2017).
- Freundin. 11/2016. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 01.10.2017).
- Integral. 10/2017. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 1.11.2017).
- InStyle Germany. 6/2016. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 01.10.2017).
- Men's Journal. 4/ 2015. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 08.10.2015).
- Men's Health Germany. 10/2013. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 01.10.2015).
- Vegetarian Times. 9/2015. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 01.10.2015).
- Vogue Spain. 7/2017. Available at: http://akyla.net/. (accessed: 08.10.2017).
Вожова Светлана Александровна – магистрант кафедры теории и практики перевода
(e-mail: vojova@gmail.com), Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет»
283001, Донецк, Университетская, 24
Vozhova Svetlana A. – Graduate Student of the Translation Studies Department (e-mail: vojova@gmail.com),
State Educational Institution of Higher Professional Education «Donetsk National University»
24, Universitetskaya st., Donetsk, 283001