Выставки

 Книжные выставки 2020 года

МАРТ

Блистательный поэт пушкинской плеяды: к 220-летию со дня рождения Евгения Баратынского (1800–1844).

АПРЕЛЬ

Мелодия прозы: к 100 летию со дня рождения Юрия Нагибина (1920–1994).

МАЙ

Муза блокадного города: к 110 летию со дня рождения поэтессы О.Ф. Берггольц (1910–1975).

Свидетель времени: к 115-летию со дня рождения писателя Михаила Шолохова (1905–1984).

Поэзия Иосифа Бродского и современность: 80-летию со дня рождения (1940–1996).

ИЮНЬ

«Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа»: к 100 летию со дня рождения выдающегося поэта фронтового поколения Давида Самойлова (1920–1990).

«Не отступая – быть самим собой»: к 110-летию со дня рождения поэта А.Т. Твардовского (1910–1971).

75 лет со времени выхода из печати поэмы «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского (1945)

СЕНТЯБРЬ

7 сентября     150 лет со дня рождения писателя, переводчика А.И. Куприна (1870–1938).

ОКТЯБРЬ

3 октября        125 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895–1925).

22 октября      150 лет со дня рождения писателя И. А. Бунина (1870–1953).

ДЕКАБРЬ

5 декабря        200 лет со дня рождения поэта, переводчика А. А. Фета (1820–1892).

12 декабря        115 лет со дня рождения писателя В. С. Гроссмана (1905–1964).

 


 

Научно-просветительская работа

  

Творческие встречи

29 декабря 2020 г.

Паранаучная зодиакальная конференция "Бык в русской и мировой культуре"

 

 29 декабря в Есенинском центре Донецкого национального университета прошла традиционная паранаучная зодиакальная конференция. В этом году она была посвящена образу быка в мировой и отечественной культуре. Организатором проведения выступила кафедра истории русской литературы и теории словесности.

 Первая зодиакальная конференция на филологическом факультете ДонНУ состоялась в 2007 году, в преддверии года Кабана. Тогда она воспринималась как предновогодняя шутка, не более, – веселое пародирование научных изысканий. Но традиция прижилась. Количество докладов стало увеличиваться, и они становились все более оригинальными и творческими. Конференция стала международной. С 2012 года стали выходить зодиакальные сборники – красочные, остроумные, креативные. За восемь лет было подготовлено 6 выпусков.

 Конференция открылась видео концерта оркестра под управлением голландского скрипача, дирижёра и композитора Андре Рьё.

 Модератором конференции выступил доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности Александр Сорокин.

 Доктор филологических наук, профессор Александр Кораблев выступил с блистательной аннотацией к своему докладу «Бык или не бык? Вот в чем вопрос!», отметив, что сегодня у каждой твари есть симулякр, и часто не один, а это обуславливает необходимость научной оптимизации. В шуточной форме он представил, как бы высказались на эту тему некоторые кафедры филологического факультета, чем вызвал бурные овации у присутствующих.

 Александр Сорокин посвятил свое выступление анализу бессмертного детского шедевра Агнии Львовны Барто «Бычок».

 Декан филологического факультета Людмила Квашина подготовила доклад на тему «Культура sub specie «шкурный вопрос». В своем выступлении она рассказала о том, как применялась кожа быка в изготовлении одежды и обуви, аксессуаров, предметов быта и мебели. Также она отметила, что книжная культура немыслима без пергамента, который изготавливался из телячьей кожи.

 Студент 4 курса направления подготовки «Филология» Илья Уваров-Наровский выступил с эссе «Общество говядины». Автор художественного исследования развеял устоявшееся мнение о реальности быка и коровы и внушил слушателям их полнейшую ирреальность.

 Старший преподаватель кафедры мировой и отечественной культуры Иван Ревяков предложил к рассмотрению доклад «О бычьей сущности», исходя из которого ставится проблема архетипического и онтологического начал указанной сущности.

 Старший преподаватель кафедры истории русской литературы и теории словесности Ксения Першина представила эссе «Новогодний дневник божьей коровки», посвященное корове, которая мечтает о крыльях.

 Заместитель декана филологического факультета Ольга Шепелева выступила с поэмой «Сказ о том, как бычок, будучи под впечатлением от детского одноименного стихотворения Агнии Барто, опечалился. А потом, вспомнив свою родословную, — развеселился».

 Доцент кафедры истории русской литературы и теории словесности Светлана Белоконь рассказала о «Вечной корриде Эрнеста Хемингуэя».

 Профессор музыкальной академии имени С. Прокофьева Светлана Стасюк представила шуточную «Аннотацию кинокритики к мультфильму «Волк и телёнок» (дословный перевод названия на итальянский и обратно – «Крёстный отец» или – «Вылитый итальянец»)».

 Доцент кафедры литературной критики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Купцова представила доклад на тему «Похвальное слово быку».

  Также на конференции выступил доцент кафедры журналистики ДонНУ Николай Анисимов, он рассказал об образе быка в современной русской литературе и отметил мягкий юмор и пространство слова данного мероприятия.

 Подводя итоги конференции, профессор Владимир Федоров отметил высокий научный уровень и разнообразие докладов. Он также акцентировал внимание присутствующих на том, что юмористическая форма только способствовала восприятию новых и необычных филологических и культурологических идей.

 По результатам конференции планируется издание сборника. 


 

17 февраля 2020 г.

Поэтический вечер в Есенинском центре, посвященный поэту фронтового поколения

17 февраля 2020 года в Есенинском центре ДонНУ с большим успехом прошел поэтический вечер «И память-снег летит и пасть не может!», посвященный 100-летию со дня рождения одного из лучших поэтов военного поколения Давиду Самойлову, на котором присутствовали студенты разных специальностей филологического факультета, а также гости Есенинского центра. Мероприятие было организовано совместно с Домом работников культуры.

Автор-исполнитель – член Союза писателей России, лауреат фестивалей авторской песни Алексей Евгеньевич Сахаров (г. Москва).

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Эти ставшие уже хрестоматийными строки принадлежат Давиду Самойлову. Об этом четверостишии Евгений Евтушенко сказал: «Где бы ни звучала эта строфа – на вечере поэзии из уст самого поэта, на концерте или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встает Время. А ведь это только четыре строчки!». Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» поколения 40-х годов. Но время свидетельствует о том, что стихи Самойлова, впитавшие традиции классической русской литературы, вышли за границы своей эпохи, как истинная поэзия, они вневременны и сегодня звучат удивительно актуально.

Аудитория была очарована поэтической композицией Алексея Сахарова, его талантом чтеца, а живое музыкальное сопровождение создавало особое настроение. В вечере приняли участие доцент Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева Наталья Биджакова (виолончель) и педагоги Дворца детского и юношеского творчества Кировского района, авторы-исполнители Алёна и Дмитрий Макарчуки (вокал, гитара)

Присутствующие выразили благодарность организаторам поэтического вечера. Алексея Сахаров пообещал продолжить сотрудничество с Есенинским центром и следующую встречу посвятить поэме Сергея Есенина «Анна Снегина».

Конкурсы, фестивали

Песенный конкурс "Есенинские мотивы"

Октябрь 2019 г.

 


"Есенинская весна"

- 2020 год -     

В Есенинском центре Донецкого национального университета прошел ежегодный литературно-художественный фестиваль «Есенинская весна». В этом году он был посвящен двум знаменательным датам – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 125-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея  Есенина.

Центр активно развивает творческое сотрудничество со студенческой молодёжью вузов Донецка, а также учащимися общеобразовательных и культурных учреждений города. Среди них – школы искусств, что вполне закономерно, ведь одна из задач работы центра – раскрытие художественно-эстетических способностей талантливой молодежи, создание условий для её самореализации.

Участники представили музыкальные номера – песни на стихи С. Есенина, а также художественно-изобразительные работы. Особенно интересно, когда художники читают стихи Есенина, которые их вдохновили.

В программе фестиваля темы войны, поэзии Есенина и современности  теснейшим образом взаимосвязаны, они перекликаются и перетекают друг в друга.

«Мир и война в жизни и творчестве Сергея Есенина» — такая первая тема выставки художественных работ участников фестиваля.  Есенин – певец природы. Его поэзия озарена высоким и чистым светом любви к родной земле. Это источник, из которого он черпал силы и вдохновение. В художественных работах конкурсантов и многоцветный есенинский пейзаж,  и атмосфера светлой радости жизни, и ощущение ее необъятных богатств. Юные художники не просто иллюстрируют стихи Есенина, но стремятся создать свой образ поэта.

Вторая  тема фестиваля – поэзия Сергея Есенина в годы Великой Отечественной войны. Что такое война и человеческие страдания, Есенин знал не понаслышке. В годы войны Есенин служил санитаром в Полевом царскосельском военно-санитарном поезде Императрицы Александры Федоровны.

Стихи поэта помогали солдатам переносить тяготы войны на фронте и в тылу; сквозные их мотивы  – родительский дом,  отчий край, неотделимость русского человека от родной земли – приобрели особое звучание в период тяжких испытаний Великой Отечественной.  Не удивительно, сборники Есенина продолжали издаваться и во время войны, в Советском Союзе (в столице, в блокадном Ленинграде и в партизанских отрядах),  за границей, даже на оккупированной немцами территории.
«Как будто для нас писал» – читаем мы в военных тетрадях солдат советской армии. На фронтах есенинские стихи  о любви к Родине  вселяли в русских солдат мужество и стойкость, с ними шли в атаку,  вдохновлялись мечтой о победе, мирной жизни. Особенно бойцам нравилось «Письмо матери», которое часто пели хором.

Любая война – это боль и страдание. Художественные  работы юных дончан передают это с особой степенью проникновенности  и чуткости. В них и глубокое чувство личного сопереживания всем, кто проявлял невероятную выдержку  и мужество на фронте и в тылу.

Тема Отечественной войны на выставке Есенинского центра Донецкого национального университета сопряжена и  с темой  защиты донецкого края. Его символом на картинах участников являются терриконы.  Юные художники стремились выразить понимание того, что ожесточённые бои проходили и на нашей земле,  которую защищали их прадеды.

Сегодня молодое поколение читает стихи Есенина с таким же волнением, как и наши отцы и деды. К сожалению, война не ушла в прошлое.  В работах участников проявляется и понимание необходимости защиты своего края, и соучастия в этом каждого. В разных визуальных образах отражена идея мира, которая сегодня звучат как никогда актуально, утверждая идеалы и ценности Русского мира.

Выставку посетила ректор профессор Светлана Владимировна Беспалова. Она отметила высокий уровень художественных работ и выразила надежду, что в ближайшее время талантливые школьники Республики пополнят студенческие ряды Донецкого национального университета.


 - 2019 год      



Художественный конкурс "Есенинские мотивы"



"Есенинские чтения"