Новости университета

Ресурсный центр практической психологии

Вы здесь

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Психологи Центра осуществляют онлайн и оффлайн консультирование студентов, преподавателей и сотрудников Донецкого государственного университета.

Психологическое консультирование – это психологическая помощь, оказываемая психологом клиенту при различных жизненных трудностях, психологических кризисах. В процессе психологического консультирования психолог оказывает воздействие с целью изменения мыслей, чувств и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно.

Беседуя с человеком, психолог помогает клиенту:

  • разобраться в своих проблемах;
  • выявить причины их возникновения;
  • найти пути преодоления проблем;
  • оценить перспективы выбора различных решений.

Как правило, консультация помогает решить актуальные проблемы за относительно короткое время.

Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития.

Разделительная линия между исправлением слабостей и развитием сильных сторон является нечеткой. Достижение как целей, связанных с коррекцией, так и целей, связанных с развитием, может обеспечивать выполнение профилактических функций.

Задачи развития – это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей, адаптация к новым условиям жизни.

В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья, что подразумевает реализацию творческих способностей, автономию; социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем.

Основными принципами, которыми руководствуется психолог при осуществлении психологического консультирования, являются:

  • Принцип конфиденциальности
  • Принцип добровольного согласия клиента
  • Принцип компетентности
  • Принцип ответственности
  • Принцип благополучия клиента

 


 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

В кабинете Центра, в сопровождении психологов можно пройти психологическою диагностику.

Диагностика осуществляется на современном цифровом оборудовании с использованием сертифицированных методик.

Психодиагностика является сочетанием различных подходов, которые основаны на сборе информации о человеке для дальнейшего полного анализа. Это позволяет получить комплексную оценку его психологического состояния и состояния высшей нервной деятельности. Данные, которые были получены в ходе проведения исследования, затем обрабатываются и интерпретируются.

Как проходит психологическая диагностика?

В основе диагностики обычно лежит подробная беседа с психологом, так называемое интервью.

В дальнейшем психолог может предложить пройти профессиональные тесты-опросники или провести проективные методики (например, попросить нарисовать рисунок).

С помощью психологической диагностики можно узнать:

  • особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, памяти и внимания);
  • уровень интеллектуального развития и структуру интеллекта;
  • эмоционально-волевые качества, характеристики самооценки;
  • основные личностные черты;
  • особенности мотивации и самосознания;
  • а также многое другое.

Основными принципами, которыми руководствуется психолог при осуществлении психологической диагностики, являются те же, что и при консультировании, а также:

  • Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

 


 

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ

Психологи Центра проводят социально-психологические тренинги для сотрудников Университета и студентов.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения;
  • понимание самого себя;
  • саморегуляция;
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения;
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.

Принципы организации тренинговых групп:

  • Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  • Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  • Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  • Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

 


 

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Психологи Центра осуществляют профориентационную деятельность с абитуриентами, студентами и сотрудниками центра.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Психологи Центра осуществляют индивидуальную и групповую работу со студентами Университета, помогая будущим специалистам определиться с выбором профессии, изучении профессиограмм различных специальностей и построении карьерного плана развития.

Так же сотрудники Центра участвуют в организации и проведении занятий в профильных психолого-педагогических классах, реализуют программу «Школа лидерства» для школьников 8-10 классов, обучающихся в Донецкой Народной Республике.

В Ресурсном центре практической психологии можно получить психологическую поддержку и сопровождение профессиональной деятельности. Организационное консультирование позволит адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

 


 

СУПЕРВИЗИЯ И ОБУЧЕНИЕ

Психологи центра не только осуществляют профессиональную деятельность, но и постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.

Так, под руководством опытных наставников – психологов, психотерапевтов, имеющих многолетний стаж работы, психологи Центра постоянно проходят супервизию.

Цель супервизии – расширить угол зрения психолога (психологов) во взгляде на супервизионную ситуацию (кейс) и способствовать разнообразию возможностей для действий.

Существует ряд причин, делающих супервизию обязательной.

Во-первых, любому психологу полезен взгляд со стороны на его профессиональную деятельность. Возникающие между ним и клиентом переносно-контрпереносные отношения вне зависимости от типичного для данного вида психокоррекции набора вмешательств искажают его восприятие, и, таким образом, влияют на эффективность оказываемой помощи.

Во-вторых, при освоении любой профессии необходим этап стажировки под руководством опытного специалиста – «наставника». Этот этап важен и при освоении нового метода, когда супервизор помогает кандидату совершенствовать его технику.

В-третьих, особенностью психотерапевтической помощи является ее конфиденциальность, что влечет за собой отсутствие наглядности при обучении. Супервизия позволяет преодолевать невозможность прямой демонстрации.

Еще одной причиной является то, что, разбираясь совместно с супервизором во взаимоотношениях с клиентом, кандидат сталкивается со своими личностными проблемами, затрудняющими работу, что стимулирует его проходить личную терапию.

Супервизор помогает осваивать технику, а не решает личностные проблемы кандидата, которыми тот занимается с психотерапевтом.

Кроме того, психологи Центра регулярно проходят краткосрочные и долгосрочные курсы обучения и повышения квалификации, с целью расширения и усовершенствования своих профессиональных навыков. Так же, психологи посещают профессиональные форумы, конференции и другие профессиональные собрания, чтобы отслеживать современные тенденции в развивающемся мире психологии и оказывать квалифицированную помощь всем участникам обучающего процесса Донецкого государственного университета.