Новости университета

Studia Germanica, Romanica et Comparatistica

Вы здесь

УДК 811.112.2`373
© 2018 Г. А. Лебеденко
ОЦЕНИВАНИЕ В ДИСКУРСЕ НЕМЕЦКОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
(НА МАТЕРИАЛЕ СИТУАЦИЙ  С ОБРАЩЕНИЯМИ)
В статье рассматриваются обращения как особые средства вербализации оценивания в речи немецкого ребенка младшего школьного возраста. В применении оценочных обращений в речи ребенка прослеживается определенная динамика в зависимости от возраста коммуниканта: происходит переход от абсолютного оценивания к относительному, усложняется структура оценочных средств. Для вербализации положительного оценивания характерна метафоризация и гиперболизация. Негативное оценивание реализуется посредством использования в речи экспрессивно-оценочных обращений отрицательной коннотации, пейоративных форм, эвфемизмов, композитов, содержащих словообразовательные элементы экспрессивной семантики, дразнилок.
Ключевые слова: обращение, дискурс, немецкий язык, младший школьный возраст, оценка, оценивание.
© 2018 G. A. Lebedenko
EVALUATION IN THE GERMAN JUNIOR SCHOOLCHILD’S DISCOURSE
(BASED ON THE COMMUNICATIVE SITUATIONS WITH ADDRESS)
The article reveals addresses as special means of verbalization of evaluation in the German junior schoolchild’s discourse. There is certain dynamics in the use of evaluation address within the age period under study: there is a transition from absolute evaluation to relative, the structure of evaluation means becomes more complicated. Metaphorization and hyperbolization are characteristic for verbalization of positive evaluation. Certain language tools and techniques are also typically used to represent negative evaluation: expressive-evaluative addresses of a negative connotation, pejorative forms, euphemisms, the composites containing word-formation elements of expressional semantics, teasing rhymes.
Key words: address, discourse, German language, junior schoolchild age, assessment, evaluation.
 
 
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Акулова М. Е., Матвеева Г. Г. Особенности речевого поведения носителей молодежного мультиэтнолекта Kiezdeutsch (прагмалингвистический аспект) // Политическая лингвистика. 2016. № 1 (55). С. 136-143.
  2. Амзаракова И. П. Проблемы и перспективы изучения детской речи // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 2014. № 7. С. 12-16.
  3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: URSS, 2004. Изд. 5-е. 576 c.
  4. Белова В. Ф. Сопоставительное исследование метафор в парламентском и публицистическом дискурсах на немецком языке // Политическая лингвистик, 2015. 2 (52) С. 122-129.
  5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
  6. Кононова Ю. Н. Детский дискурс: аспектология и типология // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 3. С. 122-125.
  7. Курьян М. Л. Функционирование стратегии обращения в дружеской межличностной коммуникации // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та. 2013. № 1-1 (77). С. 112-118.
  8. Лебеденко Г. А. Обращение в речи немецкого ребенка младшего школьного возраста: прагмалингвистический аспект: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Пятигорск, 2018. 184 с.
  9. Лебеденко Г. А. Структурно-семантические особенности и прагмалингвистический потенциал дразнилок в дискурсе немецкого младшего школьника // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2017. № 2. С. 152-159.
  10. Лемяскина Н. А. Важнейшие составляющие образа мира современного младшего школьника // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 298-303.
  11. Леонович Е. О. Прагматический аспект обращения (на материале английского языка): дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Пятигорск, 1999. 207 с.
  12. Матвеева Г. Г., Тактарова А. В. Речевые привычки журналиста на примере стратегии «Акцентуация автором элементов речевого события» // Вестник Волжского гос. ун-та им. В. Н. Татищева. 2014. № 4 (17). С. 252-258.
  13. Приходько А. Н. Таксономические параметры дискурса // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. Вып. 7. С. 22-30.
  14. Boie K. Nicht Chicago. Nicht hier. Hamburg: Oetinger Taschenbuch Verlag, 2002. 220 S.
  15. Keseling G. «Gut» und «schlecht»: Affektive und emotionale Bestandteile in der Sprache des Schulkindes. Versuch einer ontogenetischen Rekonstruktion // Spracherwerb von 6 (sechs) und 16 (sechzehn): linguist., psychol., soziologische Grundlagen / Gerhard Augst (Hrsg.). 1. Aufl. Dusseldorf: Pad. Verl. Schwann, 1978. S. 192-208.
  16. Kotthoff H. Witz komm raus! Komik und Humor bei Kindern: ein Überblick // TELEVIZION. 2003. №1 (16). S. 4-11.
  17. Lüdwig S. Klassentreffen bei Miss Braitwhistle. Hamburg: Dressler, 2015. 192 S.
REFERENCES
  1. Akulova, M. E., Matveeva, G. G. (2016). Osobennosti rechevogo povedeniya nositeley molodezhnogo multietnolekta Kiezdeutsch (pragmalingvisticheskiy aspekt) [Peculiarities of verbal behavior of Kiezdeutsch speakers (pragmalinguistic aspect)]. In Politicheskaya lingvistika. 2016. No. 1 (55). Pp. 136-143. (In Russ.).
  2. Amzarakova, I. P. (2014). Problemy i perspektivy izucheniya detskoy rechi [The Issues and Trends in the Study of Children's Speech]. In Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. F. Katanova. Abakan. No. 7. Pp. 12-16. (In Russ.).
  3. Akhmanova, O. S. (2004). Slovar lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms]. M.: URSS. (In Russ.).
  4. Belova, V. F. (2015). Sopostavitelnoe issledovanie metafor v parlamentskom i publitsisticheskom diskursakh na nemetskom yazyke [Comparative Research of metaphors in parliamentary and journalistic discourses in the German language]. In Politicheskaya lingvistika.
    No. 2 (52). Pp. 122-129. (In Russ.).
  5. Zimnyaya, I. A. (2001). Lingvopsikhologiya rechevoy deyatelnosti [Linguopsychics of the speech action]. M.: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-socialnogo in-ta; Voronezh: NPO «MODEK». (In Russ.).
  6. Kononova, Yu. N. (2013). Detskiy diskurs: aspektologiya i tipologiya [Children's discourse: aspectology and typology]. In Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. No. 3. Pp. 122-125. (In Russ.).
  7. Kuryan, M. L. (2013). Funktsionirovanie strategii obrashcheniya v druzheskoy mezhlichnostnoy kommunikatsii [Functioning of strategy of address in friendly interpersonal communication]. In Vestnik Chuvashskogo gos. ped. un-ta. No. 1-1 (77). Pp. 112-118. (In Russ.).
  8. Lebedenko, G. A. (2018). Obrashchenie v rechi nemetszkogo rebenka mladshego shkolnogo vozrasta: pragmalingvisticheskiy aspekt [Forms of address in the speech of German junior schoolchild: pragmalinguistic aspect]: dis. … kand. filol. nauk: 10.02.04. Pyatigorsk. (In Russ.).
  9. Lebedenko, G. A. (2017). Strukturno-semanticheskie osobennosti i pragmalingvisticheskiy potentsial draznilok v diskurse nemetszkogo mladshego shkolnika [Structural-semantic features and pragmalinguistic potential of teasing rhymes in German junior schoolchild's discourse]. In Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie. No. 2. Pp. 152-159. (In Russ.).
  10. Lemyaskina, N. A. (2018). Vazhneyshie sostavlyayushchie obraza mira sovremennogo mladshego shkolnika [The most important components of the image of the world of the modern younger schoolchild]. In Uralskiy filologicheskiy vestnik. Seriya: Yazyk. Sistema. Lichnost: Lingvistika kreativa. No. 2. Pp. 298-303. (In Russ.).
  11. Leonovich, E. O. (1999). Pragmaticheskiy aspekt obrashcheniya (na materiale angliyskogo yazyka) [Pragmatic aspect of address (based on the English language)]: dis. … kand. filol. nauk: 10.02.04. Pyatigorsk. (In Russ.).
  12. Matveeva, G. G., Taktarova, A. V. (2014). Rechevye privychki zhurnalista na primere strategii «Aktsentuatsiya avtorom elementov rechevogo sobytiya» [Verbal habits of journalist as exemplified in the strategy «author’s accentuation in elements of speech event»]. In Vestnik Volzhskogo gos. un-ta im. V. N. Tatishcheva. No. 4 (17). Pp. 252-258. (In Russ.).
  13. Prikhodko, A. N. (2009). Taksonomicheskie parametry diskursa [Taxonomic characteristics of discourse]. In Yazyk. Tekst. Diskurs. Stavropol. No. 7. Pp. 22-30. (In Russ.).
  14. Boie, K. (2002). Nicht Chicago. Nicht hier. Hamburg: Oetinger Taschenbuch Verlag.
  15. Keseling, G. (1978) «Gut» und «schlecht»: Affektive und emotionale Bestandteile in der Sprache des Schulkindes. Versuch einer ontogenetischen Rekonstruktion. In Spracherwerb von 6 (sechs) und 16 (sechzehn): linguist., psychol., soziologische Grundlagen. Aufl. Dusseldorf: Pad. Verl. Schwann.
  16. Kotthoff, H. (2003). Witz komm raus! Komik und Humor bei Kindern: ein Überblick. In TELEVIZION. No. 1 (16). S. 4-11.
  17. Lüdwig, S. (2015). Klassentreffen bei Miss Braitwhistle. Hamburg: Dressler.

Лебеденко Галина Александровна – преподаватель кафедры германистики и межкультурной коммуникации (e-mail: g-lebedenko@mail.ru), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  «Пятигорский государственный университет», 357502 Пятигорск, проспект Кирова 63

Lebedenko Galina A. – Lecturer at the Department of Germanistics and Intercultural Communication
(e-mail: g-lebedenko@mail.ru), Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Pyatigorsk State University», 63 Kirova, Pyatigorsk, 357502