Донецкий государственный университет
Ресурсный центр практической психологии
Направления работы центра
Ресурсный центр практической психологии
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Психологи Центра осуществляют онлайн и оффлайн консультирование студентов, преподавателей и сотрудников Донецкого государственного университета.
Психологическое консультирование – это психологическая помощь, оказываемая психологом клиенту при различных жизненных трудностях, психологических кризисах. В процессе психологического консультирования психолог оказывает воздействие с целью изменения мыслей, чувств и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно.
Беседуя с человеком, психолог помогает клиенту:
Как правило, консультация помогает решить актуальные проблемы за относительно короткое время.
Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития.
Разделительная линия между исправлением слабостей и развитием сильных сторон является нечеткой. Достижение как целей, связанных с коррекцией, так и целей, связанных с развитием, может обеспечивать выполнение профилактических функций.
Задачи развития – это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей, адаптация к новым условиям жизни.
В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья, что подразумевает реализацию творческих способностей, автономию; социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем.
Основными принципами, которыми руководствуется психолог при осуществлении психологического консультирования, являются:
ПСИХОДИАГНОСТИКА
В кабинете Центра, в сопровождении психологов можно пройти психологическою диагностику.
Диагностика осуществляется на современном цифровом оборудовании с использованием сертифицированных методик.
Психодиагностика является сочетанием различных подходов, которые основаны на сборе информации о человеке для дальнейшего полного анализа. Это позволяет получить комплексную оценку его психологического состояния и состояния высшей нервной деятельности. Данные, которые были получены в ходе проведения исследования, затем обрабатываются и интерпретируются.
Как проходит психологическая диагностика?
В основе диагностики обычно лежит подробная беседа с психологом, так называемое интервью.
В дальнейшем психолог может предложить пройти профессиональные тесты-опросники или провести проективные методики (например, попросить нарисовать рисунок).
С помощью психологической диагностики можно узнать:
Основными принципами, которыми руководствуется психолог при осуществлении психологической диагностики, являются те же, что и при консультировании, а также:
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
Психологи Центра проводят социально-психологические тренинги для сотрудников Университета и студентов.
Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.
Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.
Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:
Принципы организации тренинговых групп:
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Психологи Центра осуществляют профориентационную деятельность с абитуриентами, студентами и сотрудниками центра.
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.
Психологи Центра осуществляют индивидуальную и групповую работу со студентами Университета, помогая будущим специалистам определиться с выбором профессии, изучении профессиограмм различных специальностей и построении карьерного плана развития.
Так же сотрудники Центра участвуют в организации и проведении занятий в профильных психолого-педагогических классах, реализуют программу «Школа лидерства» для школьников 8-10 классов, обучающихся в Донецкой Народной Республике.
В Ресурсном центре практической психологии можно получить психологическую поддержку и сопровождение профессиональной деятельности. Организационное консультирование позволит адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.
СУПЕРВИЗИЯ И ОБУЧЕНИЕ
Психологи центра не только осуществляют профессиональную деятельность, но и постоянно обучаются и повышают свою квалификацию.
Так, под руководством опытных наставников – психологов, психотерапевтов, имеющих многолетний стаж работы, психологи Центра постоянно проходят супервизию.
Цель супервизии – расширить угол зрения психолога (психологов) во взгляде на супервизионную ситуацию (кейс) и способствовать разнообразию возможностей для действий.
Существует ряд причин, делающих супервизию обязательной.
Во-первых, любому психологу полезен взгляд со стороны на его профессиональную деятельность. Возникающие между ним и клиентом переносно-контрпереносные отношения вне зависимости от типичного для данного вида психокоррекции набора вмешательств искажают его восприятие, и, таким образом, влияют на эффективность оказываемой помощи.
Во-вторых, при освоении любой профессии необходим этап стажировки под руководством опытного специалиста – «наставника». Этот этап важен и при освоении нового метода, когда супервизор помогает кандидату совершенствовать его технику.
В-третьих, особенностью психотерапевтической помощи является ее конфиденциальность, что влечет за собой отсутствие наглядности при обучении. Супервизия позволяет преодолевать невозможность прямой демонстрации.
Еще одной причиной является то, что, разбираясь совместно с супервизором во взаимоотношениях с клиентом, кандидат сталкивается со своими личностными проблемами, затрудняющими работу, что стимулирует его проходить личную терапию.
Супервизор помогает осваивать технику, а не решает личностные проблемы кандидата, которыми тот занимается с психотерапевтом.
Кроме того, психологи Центра регулярно проходят краткосрочные и долгосрочные курсы обучения и повышения квалификации, с целью расширения и усовершенствования своих профессиональных навыков. Так же, психологи посещают профессиональные форумы, конференции и другие профессиональные собрания, чтобы отслеживать современные тенденции в развивающемся мире психологии и оказывать квалифицированную помощь всем участникам обучающего процесса Донецкого государственного университета.