Новости университета

Кафедра английской филологии
Научные проекты кафедры английской филологии

Вы здесь

Вернуться на страницу Научная деятельность кафедры английской филологии

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАФЕДРЫ

Госбюджетная тема факультета иностранных языков:

  • «ЯЗЫКОВЫЕ СТРУКТУРЫ И ЗНАЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ» (Шифр НИР: 20-1вв/74, № регистрации: 0120D000009), руководитель – д. филол. н, проф. В.Д. Калиущенко

Базовым теоретическим положением проекта является тезис об интернациональном характере человеческого мышления и существовании универсальной логико-предметной базы человечества – вненационального мыслительного кода, определенной совокупности ментальных универсалий.

Членение единого информационного пространства отдельным этносом осуществляется под влиянием национально-специфического осмысления, интерпретации и оценки мира. Каждый этнос с помощью языковых и культурных форм особым образом интерпретирует, детализирует и развивает общий понятийный баланс человечества. Возникновение таких национально-специфических форм обусловлено некоторыми взаимосвязанными факторами: с одной стороны, влиянием на коллективное сознание реального мира (естественная среда проживания и материальная культура) и, с другой стороны, особенностями и разнообразием проявлений наивного сознания, его эмоционально-оценочных, социально-ценностных, морально-этических компонентов. Выявление и комплексное изучение действия этих факторов, всестороннее описание их проявлений в языке определяет основную цель и обуславливает задачи работы над темой.

Фундаментальные инициативные темы:

  • «ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ И КАТЕГОРИЙ» (Г-18/42, 0118D000095), руководитель темы – д. филол. н., проф. О.Л. Бессонова;

Научно-исследовательская работа направлена на   комплексное исследование концептуализации и категоризации мира языковыми сообществами на основе изучения семантики, структуры и особенностей функционирования языковых единиц и категорий в лингвокогнитивном и лингвокультурологическом аспектах.

Фундаментальной задачей проекта является реконструкция структур представления знаний о мире на основе языковых данных и выявление специфики концептуализации и категоризации действительности посредством разноуровневых языковых единиц и категорий.

Указанная задача реализуется путем разработки теоретических концепций и моделей, проведения экспериментов, подтверждающих основную научную гипотезу, на базе последних достижений лингвистической науки с учетом отечественного и мирового опыта.

                Участники проекта ставят перед собой конкретные задачи, а именно:

  • выявление универсальных и этноспецифических характеристик языковых явлений, актуализируюших структуры представления знаний лингвокультурного общества об окружающем мире;
  • установление связи, соотношения и взаимодействия категорий оценки, эмотивности, образности, экспрессивности и градации;
  • анализ средств языковой реализации категорий оценки, эмотивности, образности и градации;
  • комплексное исследование ономастическихединиц разного типа какинструмента реконструкции антропонимических картин мира различных лингвокультурных сообществ;
  • установление особенностей функционирования оценочных, эмотивных, образных единиц в различных типах дискурса.

За период 2012-2022 гг. было опубликованы следующие монографии:

  1. Бессонова О. Л., Сарбаш Е. С., Трофимова Е. В., Олейник С. В., Стоянова И. Д. Процедуры концептуального анализа в разноструктурных языках: [монография] / Под общ. ред. Бессоновой О. Л. (Типологические, сравнительные, диахронические исследования. – Т. 7). – Донецк: ДонНУ, 2012. – 360 с.
  2. Трофимова Е. В. Фразеология отрицательных эмоций в английском и украинском языках: [монография]. – Серия: Лингвокогнитивные и лингвокультурологические исследования / Гл. ред. Бессонова О. Л. – Т.1. – Донецк: ДонНУ, 2014 – 240 с. (Рецензируемая) http://library.donnu.ru/el/ed/1260_YTMS.pdf
  3. Островская Ю. К. Оценочные неологизмы в английском и русском языках конца ХХ – началаХХІ века: [монография]. – Серия: Лингвокогнитивные и лингвокультурологические исследования / Гл. ред. Бессонова О. Л. – Т.2. – Донецк: ДонНУ, 2014. – 231 с. (Рецензируемая)
  4. Пефтиева Е. Ф. Образность как семантический компонент лексического значения названий лица в английском и украинском языках: [монография]. – Серия: Лингвокогнитивные и лингвокультурологические исследования / Гл. ред. Бессонова О. Л. – Т. 3. – Киев: СПД Нестроевой А.И., 2015. – 256 с. (Рецензируемая)
  5. Сысоева Е. С. Оценочные антропонимы в английском языке и культуре: [монография].– Серия: Лингвокогнитивные и лингвокультурологические исследования / Гл. ред. Бессонова О. Л. – Т. 4.– Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016. – 231 с. (Рецензируемая) https://elibrary.ru/item.asp?id=26090776
  6. Ткаченко С. Г. Градуальность в английской фразеологии: лингвокультурологический аспект: [монография]. - Серия: Лингвокогнитивные и лингвокультурологические исследования / Гл. ред. Бессонова О. Л. – Т.5. – Донецк: ООО НПП «Фолиант», 2019. – 195 с. (Рецензируемая) http://library.donnu.ru/el/ed/2443_UZYB.pdf
  7. Evaluative designations of person in non-cognate languages. In:  Uberman, A. and Dick-Bursztyn, M. (eds). Language in the New Millennium: Applied-linguistc and Cognitive-linguistic Considerations. – Berlin: Peter Lang, 2018. – pp. 77-93. (глава в коллективной монографии)
  8. Evaluative Thesaurus as Instrument in Coding Values of the English Linguocultural Community. In: The Ethical and Axiological Aspects in the Literature and the Culture of the 20th and 21st Centuries [Collective monograph] / edited by Maja Jakimovska-Toshikj, Katarína Žeňuchová. – Skopje : Institute of Macedonian Literature, Ss. Cyril and Methodius University, 2021. – Pp. 259-284. (глава в коллективной монографии)

 

  • «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» (Г-17/34, 0117D000207), руководитель темы – к. филол.н., доц. Трофимова Е.В.

Задачи проекта: 

  • выявить и описать основные продуктивные технологии обучения иностранным языкам в высшей школе;
  • установить их практическую эффективность и функциональную значимость в процессе преподавания иностранного языка;
  • исследовать перспективные технологии и современные методики в обучении иностранным языкам и культурам в высшей школе;
  • исследовать актуальные проблемы обучения иностранных языков и культур, формирования иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции студентов;
  • способствовать усовершенствованию педагогического мастерства у преподавателей высшей школы благодаря знакомству с современными теоретическими и практическими направлениями развития методики преподавания иностранных языков и культур в высшей школе; исследовать проблемы обучения иностранным языкам для специальных целей (иностранный язык для профессионального общения);
  • проанализировать организацию и проведение педагогической и ассистентской практики студентов факультета иностранных языков; исследовать актуальные проблемы преподавания второго иностранного языка на факультете иностранных языков