English


Презентация к докладу
 

Инвестиции в образовательный и духовно-патриотический потенциал — определяющее условие развития Республики

Доклад ректора
на VI Международном научном форуме ДНР «Инновационные перспективы Донбасса: инфраструктурное и социально-экономическое развитие»

Уважаемые участники Форума, коллеги, представители органов народовластия, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сферы здравоохранения, деловых кругов, учреждений науки, образования и искусства!

Сам факт проведения очередного VI Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: инфраструктурное и социально-экономическое развитие» является знаковым и примечательным.

Наряду с другими масштабными научными мероприятиями вузов и научных организаций Республики, получившими весомое признание в научно-образовательных и промышленно-экономических кругах Российской Федерации и целого ряда зарубежных государств - это еще одно свидетельство сохраняющегося высокого потенциала фундаментальной и прикладной науки, сферы образования региона для решения предстоящих задач глубокого реформирования экономики и социальных институтов нашей Республики! 

Наука и образование ДНР

Созданные,  окрепшие и вышедшие на конкурентный мировой уровень наука и образование Донбасса явились достоянием советского периода истории нашего края. Эффективность их деятельности определялась масштабами ставившихся задач, востребованностью результатов в различных сферах жизнедеятельности великого государства, размерами государственных вложений и содействием всестороннему развитию.

Неоспоримо высокий уровень достигли оценки деловых и профессиональных качеств выпускников донецких вузов, что нашло отражение и в достижении ими ведущих профессиональных и управленческих позиций во многих сферах народного хозяйства, в широком круге отраслей их успешной общественно-политической деятельности, науки, культуры, образования, искусства.  

Общеизвестно, что донецкие кадры приобрели и до сегодняшнего дня не утрачивают заслуженную репутацию высококомпетентных трудоспособных инициативных творческих специалистов. И несмотря на ущерб, нанесенный последующими годами нашего существования вне границ великой Родины, на сегодняшний день уровень образования в нашем молодом государстве – это один из ключевых факторов, определяющих возможности нашего дальнейшего развития, нашего будущего в свете стратегических и тактических задач реформирования экономики Донецкой Народной Республики.

Конечно, в сегодняшнем докладе, в контексте основной тематики Форума, я могла бы сосредоточиться на характеристике передовых научно-производственных разработок ученых и творческих коллективов Донецкого национального университета, способных сыграть немаловажную роль в структуре реформируемого экономического сектора Донецкой Народной Республики.

Только за последнее полугодие в качестве инвестиционных проектов нами представлены Министерству образования и науки, Государственному Комитету по науке и технике, Министерству промышленности и торговли около полутора десятков инновационных импортозамещающих разработок в области:

Технологии (Аппаратно-программный комплекс управления и мониторинга работы удаленных технологических объектов:

  • автоматизированных систем управления;
  • энергетики.

Технологии автономных измерителей расхода и давления:

  •          производства уникальных датчиков и приборов.

Технологии выделения редкоземельных элементов в золошлаковых отвалах горных и горнообогатительных предприятий:  

  • переработки отходов;
  • инноваций в области экологии.

         А также - химических и сельскохозяйственных технологий, рационального использования водных ресурсов и др.

Конечно, мы рассчитываем на оценку возможностей реализации этих проектов в ближайшей перспективе с учетом востребованности предлагаемых видов продукции и технологий народным хозяйством Республики, экспортного потенциала на рынке Российской Федерации и ряда других государств, а также наличия финансово-материальных ресурсов для реализации этих проектов.

Все они не являются уж столь затратными на фазе первичного инвестирования, предполагают использование доступного сырья, являюися импортозамещающими.

С другой стороны, инновационный характер предлагаемых разработок, в свете стремительных темпов научно-технического развития, естественно имеет временные рамки, и рассматривать эти проекты в качестве резервов на долговременную перспективу нерационально.   

НОИ Комплекс «Донецкий национальный университет»

Мы уверены, что качественный рост в отдаче результатов прикладных и фундаментальных исследований ученых Донецкого национального университета и науки Донбасса в целом, в определении их наиболее актуальной для реформирования экономики Республики тематики, в концентрации научно-образовательного потенциала, даст налаживание и активизацию деятельности Научно-образовательного и инновационного комплекса Донецкого национального университета, объединяющего академические институты и целый ряд других научных и образовательных учреждений для решения задач высокотехнологичного инновационного развития Республики. Эта стратегия полностью отвечает политике создания и функционирования в Российской Федерации мощных научно-образовательных центров.

Высококвалифицированные трудовые ресурсы - одна из необходимых первостепенных составляющих реформирования экономики Республики.

Однако сегодня считаю уместным, своевременным и крайне необходимым сделать акцент на задачах концентрации наших усилий, доступных материальных ресурсов, действий по совершенствованию нормативно-правовой базы для наращивания образовательного и духовно-патриотического потенциала как определяющего условия социально-экономического развития Республики в условиях разворачиваемых реформ.

Эти соображения, с одной стороны, опираются на анализ текущей ситуации в нашей экономике и социальной сфере и на прогнозе перспектив в тех трансформациях, которые в условиях ограниченности ресурсов должны привести экономику Республики к новому технологическому укладу – от ресурсно-сырьевой высокозатратной индустриальной модели с экологически вредными промышленными переделами низкой добавочной стоимости, с доминированием в структуре народного хозяйства  предприятий горно-металлургического комплекса, к индустрии высоких технологий в машиностроении, приборостроении, производстве новых материалов, биотехнологиям, к инновационным методам переработки полезных ископаемых,  к развитой  IT-индустрии программных разработок широкого назначения.

И для такого перехода, в основе, есть одна из необходимых первостепенных составляющих – высококвалифицированные трудовые ресурсы, способные в своем большинстве адаптироваться к работе в новых производственных направлениях с опорой на наш опыт содействия переквалификации и обеспечения разносторонней дополнительной подготовки.

По своей сути – это решение задачи создания и дальнейшего наращивания уровня кадрового потенциала новой экономики региона, посильная для решения системой образования Республики при решении не столь уж и затратных, но определяюще важных задач модернизации материально-приборной базы и учебного процесса в образовательных организациях всех уровней. 

Речь и о мерах по модернизации инфраструктуры вузовской науки в представляющих интерес для развития Республики направлениях.

Развитие образовательной сферы, инвестирование в человеческий капитал, в современные практические знания, умения, квалификации и компетенцииэто то, без чего планы экономических трансформаций не достигнут намечаемых темпов реализации.  А состояние основных производственных во многих промышленных отраслях фондов не оставляет большого резерва времени для воплощения их в жизнь.

В число механизмов решения задач в этой области должны быть введены независимая вневедомственная экспертная оценка текущих и стратегических потребностей в кадрах с вузовской подготовкой по различным специальностям, радикальное расширение практики целевой подготовки по государственным заказам, в перспективе создание системы государственного образовательного кредитования с использованием элементов китайской модели.    

Отрадно, что образовательная отрасль Республики во всех своих звеньях получает пристальное внимание и ощутимую поддержку руководства Республики, правительства, профильного Министерства и трудится с предельно высокой отдачей.

Аккредитация ДонНУ в РФ

Одним из важнейших для укрепления нашего образовательного потенциала процессов является аккредитация образовательных программ наших ведущих вузов в Российской Федерации. Сами эти процессы мобилизуют резервы нашей образовательной системы и дают импульс ее дальнейшему развитию. Их флагманом на сегодняшний день является Донецкий национальный университет, в котором 75% всех открытых в университете программ магистратуры, специалитета (из 72) успешно прошли Российскую государственную аккредитацию, и реалистичными являются планы полного завершения аккредитации таких направлений уже в конце текущего года.

Это путь реального укрепления и обеспечения современного высокого уровня нашей вузовской подготовки.

Инвестиции в духовно-патриотический потенциал молодого поколения.

         Еще одним крайне важным аспектом является реальная, верифицированная мера востребованности и заинтересованности нашими выпускниками по многим направлениям подготовки в Российской Федерации.

         Так, в рамках более чем сорока эффективно действующих Договоров о содружестве и творческом взаимодействии Донецкого национального университета с вузами и научными организациями, контактов с другими ведущими вузами России, мы ежегодно получаем многие десятки, если не сотни приглашений для выпускников бакалаврских направлений для поступления на бюджетную форму в магистратуру этих вузов.

         В большинстве это выпускники бакалавриата по компьютерно-математическим, химико-биологическим и иным естественнонаучным направлениям, в числе приглашающих вузов – МФТИ, МИФИ, ИТМО и другие всемирно известные вузы.

         Не меньший интерес проявляется к подготовленным в нашей республике молодым специалистам-медикам, инженерам, педагогам. Высокий процент выпускников донецких вузов, со свойственными им креативностью, трудолюбием, уровнем подготовки, о которых я уже говорила, эффективно трудоустраиваются в Российской Федерации.  

Это дает основания для разработки концепции использования экспортного потенциала нашей образовательной отрасли как экономически эффективного инновационного высокотехнологичного элемента народно-хозяйственного комплекса Республики.

Разумеется, нужна высокопрофессиональная проработка механизмов такой деятельности, но ее перспективы бесспорны и крайне интересны.

Однако, чтобы все наши планы, усилия и действия в сфере профессиональной подготовки, о которых я говорила, действительно явились основой дальнейшего социально-экономического развития нашего государства, не меньшую, а по-видимому и более насущную роль имеют инвестиции в духовно-патриотический потенциал молодого поколения.

Я отталкиваюсь от ситуации в Украине, да и в немалом числе других постсоветских стран и стран западного мира, где подавляющий процент молодых умов подвергается ежедневной атаке искусственно спродуцированных и управляемо мутирующих вирусов злобного воинствующего национализма, русофобии, человеконенавистничества и неофашистской идеологии.

Я думаю, все участники Форума едины во мнении, что нет альтернативы самым масштабным инвестициям нашего разума, интеллекта, духовных сил и материальных ресурсов в создание надежной эффективной вакцины против этой губительной инфекции, вредоносность которой не имеет пределов.   

Так случилось, что об этом ярко и глубоко говорил буквально несколько дней назад в своем выступлении на совещании по вопросам развития образовательной сферы и ее функционирования в период пандемии Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. 

Важно понимать: чем четче духовные ориентиры, тем активнее созидательная деятельность человека. Поэтому предлагаем такую формулу: духовно-патриотический потенциал – это мощь скрытых возможностей!

Я рада количеству самоотверженных единомышленников, которых имею по этим вопросам в нашей Республике и Российской Федерации, среди коллег-вузовцев, в нашем Донецком национальном университете по вопросам первоочередной значимости патриотического воспитания, борьбы с искажениями исторической правды, отстаивания исконных духовных ценностей нашей Родины, нравственного и культурного воспитания. Значимость усилий в укрепление духовного потенциала неоценима.

Хотелось бы, пользуясь предоставленной возможностью, хотя бы коротко, в рамках обмена опытом и предложений сотрудничества, представить то, что делается в этом направлении в Донецком национальном университете.

Мультимедиацентр ДонНУ фонда «Русский мир»

Нами принята Концепция приоритетности задачи формирования высокообразованных, духовно богатых, инициативных граждан, способных к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытых к взаимодействию, активных, осознающих единство исторической судьбы, территориальной и культурной общности с Россией и сопричастных судьбе Отечества.  

Университет установил сотрудничество, деловые контакты не только с российскими университетами, но и с российскими организациями, ставящими цели популяризации русского языка и русской литературы, культуры, истории, сохранение и развитие духовных ценностей, которые объединяют русский народ с другими народами.

К ним относится прежде всего фонд «Русский мир», который возглавляет Председатель Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ, почетный доктор нашего университета Вячеслав Алексеевич Никонов.

Совместно с фондом «Русский мир» в университете открыт Мультимедиацентр.

Сегодня Мультимедиацентр является ядром широкого комплекса мероприятий в области нравственно-патриотического и духовного воспитания студентов.

Действенным инструментом для культурно-нравственного воспитания молодежи является телевидение. Поэтому с целью расширения культурно-информационного пространства университета и углубления связей с Русским миром в октябре открыта Университетская телестудия.

Международный интеграционный форум «Русский мир и Донбасс: от сотрудничества к интеграции образования, науки, инноваций и культуры»

При грантовой поддержке Фонда университет с 2018 года проводит масштабный Международный интеграционный форум "Русский мир и Донбасс: от сотрудничества к интеграции образования, науки, инноваций и культуры".

В работе Форумов приняли участие более 4 тысяч ученых, преподавателей, аспирантов, студентов и общественных деятелей из 13 государств. Ежегодно по Форуму издается более 10 томов научных материалов. Проведены около двух сотен секционных заседаний, круглые столы, мастер-классы, в том числе: 

1. IV Международная многопрофильная научная конференция "Донецкие чтения" (инициированная с 2016 года).

2. Международная научно-практическая конференция «Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения" (октябрь 2018 года).

3. Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира" (октябрь 2019 года) и др.

Международный форум стал уникальной площадкой для встречи профессионалов образовательной и научной сферы, общественных и политических деятелей, на которой становится возможным эффективное обсуждение задач и выработка предложений для развития единого научно-образовательного, культурного и информационного пространства Донбасса и России.

В октябре 2020 года в рамках III Интеграционного Форума планируется проведение Международной научно-практической конференции «Историческая память о Великой Победе как основа духовного единства Донбасса и России (в рамках празднования 75-летия Великой Победы)».

Научно-просветительские центры ДонНУ

В ДонНУ созданы научно-просветительские центры: Военно-исторический, Есенинский, Центр донецкой словесности. Их деятельность призвана раскрыть творческий потенциал, содействовать укреплению русского единства и патриотическому воспитанию молодежи Республики.

Сегодня в университете ведется масштабная работа в связи с празднованием 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. Год Великой Победы – это Год памяти и славы. Смысл Года памяти и славы мы видим прежде всего в широком участии молодежи, наших студентов в его проведении, поскольку память о Великой Отечественной войне – это не просто передача знаний, это сохранение исторической преемственности, формирование нашей общественной реальности, настоящей и будущей.

Фестиваль «Есенинская весна. Донецк – 2020»

В качестве примера можно привести фестиваль «Есенинская весна. Донецк – 2020», который был посвящен двум знаменательным датам: 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 125-летию со дня рождения С.А. Есенина.

Далекие, на первый взгляд, темы – война, поэзия Есенина, современность в программе фестиваля, главными участниками которого стали школьники – молодежь нашей Республики, теснейшим образом соединились:

Первая мировая война, участником которой был Есенин;

Великая Отечественная война – его стихи, помогавшие солдатам переносить тяготы войны на фронте и труженикам тыла, а его сын Константин, участник Великой войны, стал кавалером трех орденов Красной Звезды.

Наконец, современность – патриотическое есенинское слово звучит сегодня как никогда актуально, утверждая идеалы и ценности Русского мира.

Так нить памяти соединила историю и современность, наполнила сердца будущих граждан нашей Республики чувством любви и гордости.

В заключение своего доклада я хотела бы вернуться к заявленному в теме доклада ключевому понятию «потенциала». Оно восходит к латинскому слову «potentia», что значит сила. Иными словами, «потенциал» – это не просто «возможность», это ресурс, который должен реализоваться и перейти в активное действие, преобразовать мир.

Духовно-патриотический и образовательный потенциалэто наш неиссякаемый ресурс, наша сила и наше богатство!

Благодаря силе нашего духа, мы сможем решить любые, самые сложные проблемы. А это значит, что интеллектуальное инвестирование является важнейшей, первоочередной задачей, которая стоит перед всеми нами. При этом, как показала жизнь, без опорной идеи нам не обойтись!

В этом наше настоящее и наше будущее, будущее людей, которые строят новое общество, утверждая правду, свободу и справедливость!

Ректор ДонНУ,
доктор физико-математических наук, профессор
Светлана Беспалова


Уважаемые преподаватели, сотрудники, студенты, аспиранты и лицеисты!

Поздравляю вас с Днем славянской письменности и культуры! Этот праздник мы отмечаем 24 мая, в День памяти создателей славянской письменности святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.   

Впервые День славянской письменности начали отмечать в Болгарии в 1857 году. В России его впервые отметили в 1863 году. К сожалению, затем на дол­гое время день памяти первоучителей славянских народов был незаслуженно забыт и возродился только в 1986 году. С 1991 года указом Президен­та Российской Федерации он получил государственный статус.

День славянской письменности и культуры является значимым событием в культурной и духовной жизни нашего университета и республики. Это праздник просвещения, родного слова и литературы, родной культуры. Он символизирует собой неразрывность исторических, духовных, культурных связей славян, напоминает о том значении, которое имеет письменное слово, обращает к истокам национальных культур славянских народов, подчеркивает органичное единство и вместе с тем многообразие их традиций. Благодаря возникновению письменности, мы можем прикоснуться к истокам нашего культурного наследия. Только тот народ имеет будущее, который уделяет внимание грамотности, поддерживает развитие культуры и образования.

Сегодня наш общий долг – сохранить великое наследие учителей словенских и передать его грядущим поколениям.

Пусть этот праздник, который объединяет славянские народы, послужит благому делу укрепления мира и согласия между народами, вековых традиций славянского братства! Давайте беречь и почитать то, что передали нам наши предки, гордиться тем, что мы – славяне!

Ректор ДонНУ,
доктор физико-математических наук, профессор
Светлана Беспалова


 

 

 

Дорогие мои земляки!

 

В канун знаменательного дня в биографии нашей Донецкой Народной Республики, даты ее основания, хотелось бы от имени многотысячного коллектива нашего университета и Совета ректоров вузов, не только сердечно поздравить Вас с этим событием, но и вспомнить о том, почему оно всегда будет отмечаться как историческая памятная веха в жизни миллионов донбассовцев.  Потому что  шесть лет назад Донбасс принял свой новый статус, став Народной Республикой. А вместе с ней и все мы сделали свой решительный и достойный выбор - быть частью Русского мира и жить не так, как нам хотела навязать киевская националистическая хунта.

Благодаря помощи и духовной поддержке России мы смело смотрим в будущее. Мы сохранили науку и образование на должном уровне. Сегодня в Донецком национальном университете уже далеко не четыре тысячи студентов и преподавателей (как было в 2014 году), а - семнадцать!

Мы видим как изменилась молодежь в нашей Республике, как духовно, нравственно и идеологически она окрепла. Как у нее растет интерес к знаниям, серьезным научным исследованиям. И это вселяет в нас гордость и оптимизм, дает силы и уверенность в завтрашнем дне.

Спасибо Вам всем, дорогие мои земляки, за мужество и стойкость, преданность своему делу, родной земле!

 Мы выбрали верный курс - быть вместе с Россией!

С праздником!


 

 

Дорогие друзья!

Ежегодно я возлагаю от себя лично и от 17-тысячного коллектива букет цветов к Обелиску Памяти погибшим в Великую Отечественную войну – всем,кто учился и преподавал в нашем университете.

Так сложилась в Донецком национальном университете многолетняя традиция. И возникла она не на пустом месте, а потому что мы всегда будем уважать, помнить и восхищаться теми, кто не щадил свои жизни, защищая родную землю, свою Родину, свое священное право жить на ней, оберегать ее от любых напастей и врагов.

Обелиск был установлен в 1978 году. В 2002 году в ознаменование 57-й годовщины Победы был издан приказ, согласно которому зачислены навечно в списки коллектива Донецкого национального университета павшие смертью храбрых в боях при защите Родины и участники донецкого подполья.

Кого же мы конкретно вспоминаем, отдавая дань исторического уважения нашим защитникам?

В первые дни войны от нашего университета тогда еще педагогического института с улицы Шахтной, 9 (ныне проспект Театральный, 28) ушли на фронт директор Сергей Алексеевич Ксенофонтов, заместитель по учебной и воспитательной работе Иван Яковлевич Омельяненко, декан филологического факультета Вадим Иванович Костецкий и многие преподаватели.

Сохранились даже ступеньки этого здания, где был митинг. Наши земляки клялись верности своей Отчизне, уходя на фронт. Позже встали в строй и многие студенты.

А те, кто остался на захваченной оккупантами нашей земле, стали бойцами невидимого фронта – подпольщиками и партизанами. Они не покорились фашистам. Их имена навечно вписаны в нашу историю.

Среди них были ЗинаидаПолончук, Капитолина Кастрыкина, Анатолий Коломиец, Лидия Матвиенко и многие другие. Все они героически погибли.
Великая Победа нам досталась очень тяжело. Можно много рассказать о подвигах тех, кто воевал, кто вошел в героическую историю нашего университета. Как не вспомнить о фронтовиках. Это были Николай Федорович Хорошайлов, Леонид Михайлович Литвиненко, Юрий Андреевич Шевляков, Григорий Яковлевич Пономаренко, Василий Федорович Близнюк и многие другие.

Все они наша гордость и пример служения своей земле, Отечеству, долгу, нравственным идеалам!

Именно героическое прошлое дает духовную силу строить наше будущее!

Да будет всегда так, потому что наша история, как чистый родник, питает духовные начала и корни всех нас – донбассовцев, по духу и судьбе!Будем же достойными наследниками победителей!

С праздником, Вас дорогие мои! С Днем Великой Победы, которая свершилась 75 лет назад!

Ректор ДонНУ,
доктор физико-математических наук,
профессор Светлана Беспалова


 

 

Уважаемые коллеги, студенты, аспиранты!

Начну с того, что в наш мир сегодня пришла большая беда. Коснулась она как целой планеты, так и нас конкретно. Весь мир насторожился, нацелился на борьбу с коронавирусом, который и есть носитель этой беды.

Что нам всем в этой ситуации предстоит сделать?

В нашем положении сейчас наиболее целесообразно для профилактики и защиты перейти на временное дистанционное образование. В целях безопасности оно продлится до особого распоряжения.

19 марта издан Приказ по организации в университете образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.

На оперативном совещании с руководителями факультетов и структурных подразделений мы обсудили проблемы и задачи в этом направлении и пришли к выводу, что необходимо:

Первое - создать Штаб по обеспечению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для проведения постоянных консультаций для преподавателей и студентов.

Второе - организовать на всех факультетах дистанционное обучение и контроль.

Третье - привлечь к процессу дистанционного обучения все имеющиеся в университете ресурсы, в том числе Университетское телевидение.

Четвертое - организовать внеучебную работу со студентами и лицеистами в этот особый период, в том числе для проживающих в общежитиях.

Проводить ученые советы университета, факультетов, ректораты, оперативные совещания в режиме опосредованного взаимодействия, онлайн.

Студентам, преподавателям и сотрудникам мы советуем сохранять полное спокойствие, соблюдать правила личной гигиены, придерживаться рекомендованных медициной мер предосторожности, а в случае необходимости оказывать помощь тем, кому она потребуется.

Особую заботу надо проявить о людях преклонного возраста, преподавателях и сотрудниках нашего университета, тех, кто находится в группе риска. В этот особый период мы должны сделать все, чтобы они были в наиболее безопасных условиях и не подвергали риску свое здоровье и жизни.

Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание, дорогие друзья, на то обстоятельство, что мы все сегодня находимся в экстремальной ситуации. От всех нас, наших общих усилий целиком и полностью зависит, как мы ее разрешим. И мы обязательно справимся с этой задачей в ближайшем будущем.

Желаю всем нам крепкого здоровья и успешной работы!

Ректор Донецкого национального университета, профессор
Светлана Беспалова


Выступление на заседании коллегии МОН ДНР по вопросам науки (13.02.20)

Наука ДонНУ: подготовка ученых новой формации, интеграционный потенциал фундаментальных исследований и инновационные прикладные разработки.

Уважаемые коллеги!

Все годы существования Народной Республики Донецкий национальный университет был на острие решения проблем сохранения и умножения научного, образовательного и культурного потенциала нашего края, формирования в Республике нового духовно-нравственного и социально-экономического уклада. Сегодня, все интенсивнее используя кадровый и интеллектуальный потенциал коллектива, университет ставит и эффективно решает задачи своего дальнейшего развития.

Направления подготовки кадров высшей квалификации. Российская аккредитация.

В нашем 17-тысячном вузе реализуются 73 образовательные программы магистратуры, 7 образовательных программ специалитета, и 75 программ бакалавриата по самому широкому спектру направлений подготовки – от фундаментальной математики, до образовательных программ в области юриспруденции, культуры, средств массовой информации.

В августе 2019 года 11 магистерских образовательных программ успешно прошли Российскую аккредитацию, 35 образовательных программ магистратуры и 1 программа специалитета в настоящее время проходят стадию экспертизы в Рособрнадзоре,  в течении текущего года планируем аккредитовать все оставшиеся магистерские программы (26 программ) и программы специалитета (6 программ). Таким образом, в перспективе до конца 2020 года университет получит практически полную аккредитацию в Российской Федерации по образовательным программам выпускного цикла.

Это создаст качественно новые условия для нашей деятельности, для полноценной интеграции в российское и международное научно-образовательное пространство, для возможностей создания и реализации сетевых образовательных программ с ведущими университетами РФ.

Научно-образовательный и инновационный комплекс «Донецкий национальный университет»

Формируя стратегию и тактику работы университета, мы исходим из концептуального ключевого принципа обеспечения приоритетной роли вузовской науки как базиса подготовки востребованных специалистов современного уровня и находим в этом понимание как нашего министерства, Государственного комитета по науке и технике, так и целого ряда профильных министерств и ведомств, с которыми университетом заключены прямые договоры о реальном конструктивном сотрудничестве.

Благодаря конструктивной творческой позиции министерства образования и науки в вопросах всестороннего развития сферы высшего образования Республики Приказом №1028 от 19 июля 2019 года было учреждено создание и утвержден пакет организационных документов Научно-образовательного и инновационного комплекса «Донецкой национальный университет».

Хочу подчеркнуть, что само создание Комплекса и решение круга задач по налаживанию его эффективной работы в самой высокой степени отвечает стратегии развития научно-образовательной сферы, принятой сегодня в Российской Федерации. В некотором смысле, это возрождение в новых современных условиях проектов советского периода по созданию мощных региональных научных центров, объединяющих классические университеты и сеть научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. И, собственно говоря, одного из них – проекта организации Донецкого научного центра, в рамках которого создавался наш университет и большая часть научной инфраструктуры Донбасса.

 Организационная структура комплекса ДонНУ

Практически все учреждения и организации, вошедшие в состав Комплекса, связаны между собой двухсторонними договорами о сотрудничестве. Но формирование такого общего объединения открывает перспективы синергетического эффекта, как результата более тесного скоординированного взаимодействия в достижении общей цели.

В налаживании эффективной работы Комплекса первоочередную роль сыграют нормы долгожданного Закона о научной, научно-технической и инновационной деятельности, принятия которого мы ожидаем в первом квартале текущего года.

Основные направления деятельности субъектов комплекса ДонНУ

Среди первоочередных приоритетных задач Комплекса – решение проблемы кадрового обеспечения научных учреждений, совместное решение задач в области подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Мы планируем расширить привлечение ученых из научных институтов комплекса к преподавательской деятельности и к руководству студенческих научных исследований в качестве перспективной меры для укрепления кадровых резервов Институтов.

Возможно и решение на новой основе вопросов о создании филиалов кафедр университета в научно-исследовательских институтах.

Требует четкого взаимовыгодного решения вопрос о создании системы коллективного использования научного оборудования организаций комплекса для осуществления исследований по приоритетной научной тематике, работы аспирантов и поддержки вузовских образовательных программ. Такое взаимодействие может быть оформлено созданием Центра коллективного пользования под эгидой Министерства образования и науки.

Целесообразно взаимодействие учреждений и организаций Комплекса в области аттестации кадров высшей квалификации. В частности, это выработка общих заданий и механизмов их решения по вопросам создания объединенных диссертационных советов, организации проведения разовых защит, использования индивидуальных контактов участников комплекса с учеными и научными школами Российской Федерации для высокоуровневого оппонирования и экспертизы диссертационных работ.

Еще большую роль может сыграть Комплекс как орган по координации, определению приоритетов и перспектив научных исследований, по экспертизе проектов и оценке результатов их реализации. В числе задач Комплекса – формирование междисциплинарных научных проектов по приоритетным для экономики Республики направлениям, формирование временных совместных научных коллективов для их реализации.

Уже сегодня можно привести целый ряд фактов эффективно реализуемой совместной деятельности университета с научными организациями Комплекса.

Так, самое тесное результативное взаимодействие налажено с Институтом прикладной математики и механики. Это участие ученых Института в учебной работе по реализации образовательных программ и в руководстве студенческой научной работой на факультете математики и информационных технологий. Сотрудничающие стороны взаимно представлены в ученых советах и научных семинарах организаций, в редколлегиях издаваемых научных журналов и сборников. Целый ряд ученых университета в качестве совместителей и на общественных началах участвуют в разработке научных проектов Института.

Тесное продуктивное взаимодействие по всему спектру направлений деятельности реализуется с Физико-техническим институтом и Институтом физико-органической химии и углехимии. Так, в университете функционирует по сути опорная для Физико-технического института кафедра теоретической физики и нанотехнологий, которую возглавляет Виктор Николаевич Варюхин; теснейшее плодотворное взаимодействие реализуется по линии руководства студенческими научными исследованиями, значительная часть которых проводится на лабораторной базе Института.

Ученые химического и физико-технического факультетов университета в течение длительного периода тесно и результативно взаимодействуют с научным институтом «Реактивэлектрон», и предметом этого взаимодействия в настоящее время является, в частности, разработка перспективного состава минеральных удобрений с уникальными стимулирующими свойствами.

Понимая важнейшую роль развития социально-гуманитарной сферы Республики, учреждения и организации, входящие в состав Комплекса, принимают активное и деятельное участие в проведении наших ежегодных, получивших самое широкое признание международных форумов «Русский мир и Донбасс – от сотрудничества к интеграции образования, науки, инноваций и культуры».

В целом же, круг задач и ожидаемых позитивных результатов, которые могут быть достигнуты при налаживании эффективной работы комплекса, весьма многообразны и заслуживают отдельного предметного рассмотрения.

Студенческая наука

Кратко представляя палитру перспективных направлений и результатов научно-образовательной деятельности университета, прежде всего хотелось бы остановиться на нашей деятельности в области подготовка ученых новой формации, развития молодежной и студенческой науки.

Отрадно отметить целый ряд позитивных результатов нашей работы в этом направлении.

В университете ежегодно проводится весьма широкий спектр студенческих научных мероприятий разного уровня – конкурсов научно-исследовательских работ, олимпиад, научных конференций, целью которых является активизация участия студентов в научной работе, расширение международных и межвузовских студенческих связей и установление творческих контактов.

Только лишь в 2019 году на базе университета было проведено 48 студенческих научных мероприятий, в том числе 20 – международных, 24 – республиканских и 5 университетских. И при этом можно констатировать ежегодный рост показателей результативности студенческой научной работы.

За последние три года на международные, республиканские конкурсы студенческих научных работ направлено более 600 научных работ наших студентов.

Ежегодно 130-140 студентов участвуют в среднем в 25-30 республиканских студенческих олимпиадах.

Более полутора тысяч студентов ежегодно принимают участие в научных конференциях, проводимых в вузах Донецкой и Луганской Народных Республик, Российской Федерации. Грамотами за лучшие доклады в последние годы награждается 300-350 студентов университета.

Студенческая наука. Показатели результативности участия в олимпиадах и конкурсах

В 2017 году было награждено дипломами и грамотами за призовые места 34% от общего количества авторов конкурсных научных работ, в 2019 – уже 54%.

В 2018 г. победителями республиканских олимпиад в личном первенстве стали 58 студентов, в 2019 г. – уже 70 (53% от общего количества студентов-участников).

Студенческая наука. Показатели участия студентов в мероприятиях РФ

Особо хотелось бы отметить показатели участия студентов в научных мероприятиях в Российской Федерации. В них за последние три года приняли участие 714 студентов, 169 награждены грамотами, дипломами за лучшие научные работы и доклады.

Студенческая наука. Ломоносов-2019

Особо значимым для молодых ученых и студентов является очное участие в одном из ведущих молодежных научных форумов в мире – в ежегодно проводимой Московским государственным университетом Международной научной конференции «Ломоносов». За последние 3 года в работе конференции приняли участие 230 студентов ДонНУ, 48 из них награждены грамотами и дипломами за лучшие научные доклады. В 2019 году победителями и призерами по результатам участия в этом форуме стали 22 представителя Донецкого национального университета.

Участие лицеистов в Межрегиональном химическом турнире РФ.

В настоящее время, в связи с включением в состав университета многопрофильного лицея, разрабатывается программа его развития, предусматривающая качественно новый уровень привлечения лицеистов к научной работе. И для этого есть все предпосылки.

Как пример достаточно привести самую свежую информацию о том, что команда юных химиков – учащихся лицея ДонНУ, на завершившемся 7 февраля в Московском государственном университете заключительном этапе Межрегионального химического турнира (только в финальной части которого соревновалось 38 команд из всех уголков Российской Федерации) заняла второе место! Команда награждена дипломом второй степени и пропустила вперед только сборную команду победителей Международных химических олимпиад! Это прекрасный результат выступления наших лицеистов на Всероссийском государственном уровне. 

Круглый стол по студенческой науке

Ежегодно в нашем университете издается сборник студенческих научных статей «Вестник СНО», который с 2018 г. включен в наукометрическую базу РИНЦ. С каждым годом растет популярность сборника. Если в 2016 г. он был издан в 2-х томах и включал 180 статей, то в 2019 г. сборник издан в 5-ти томах, в которых опубликовано 393 статьи.

6 февраля в университете состоялось конструктивное заседание круглого стола, в котором принимали участие министр образования и науки Михаил Николаевич Кушаков, администрация вуза и актив студенческого научного общества. Реализация высказанных на нем предложений позволит выработать новые стимулы и меры содействия в развитии студенческой науки.

Исследование влияния магнитных наночастиц на свойства и возможность использования биоклеток в медицине и биотехнологиях

Наконец, позвольте остановиться на некоторых результатах минувшего года по осуществляемым в Донецком национальном университете фундаментальным и прикладным исследованиям.

Так, в результате совместных исследований ученых физиков и биологов осуществлена разработка технологии транспортировки стволовых клеток по кровеносным системам с использованием маркированных магнитных наночастиц, которая апробирована на начальной стадии в Институте неотложной и восстановительной хирургии им. В.К. Гусака.

Первичные и вторичные химические источники тока

На базе исследований ученых-химиков в минувшем году разработаны новые поколения твердых электролитов, на основе которых могут быть созданы наиболее эффективные из известных на данный момент компактные источники тока.

Новые способы извлечения редких металлов из промышленных отходов

Учеными-химиками разработаны также новые способы извлечения редких металлов из промышленных отходов и отвалов горного производства.

Разработаны новые методы и технологии экологического мониторинга земельных и водных ресурсов, в том числе подвергнувшихся негативным воздействиям вследствие боевых действий.

Новые методы и технологии экологического мониторинга земельных и водных ресурсов

Разработаны технологии экологического биомониторинга земельных и водных ресурсов.

И многое другое.

По запросам Министерства образования и науки, Государственного комитета по науке и технике, Министерства промышленной политики и торговли, администрации города Донецка университетом подготовлены и представлены пакеты предложений по эффективной коммерциализации результатов целого ряда научных разработок ученых Донецкого национального университета.

Хотелось бы подчеркнуть, что создание научных коллективов и школ с высоким исследовательским потенциалом - это плод длительных и весьма затратных процессов, и одновременно это важнейшие инвестиции в будущее.

При профессиональном государственном подходе к использованию наших интеллектуальных ресурсов в Республике, к налаживанию эффективных интеграционных научно-производственных связей с научно-производственными и промышленными корпорациями Российской Федерации, этот потенциал сыграет свою важнейшую роль в экономическом и общественно развитии.

Будем и в дальнейшем строить свою работу исходя из этих соображений!


Наиболее весомые результаты деятельности
Донецкого национального университета
за 2019 год

2019 год для ДонНУ стал годом побед, достижений и по-настоящему значимых свершений. Итоги уходящего года по всем видам деятельности университета будут подведены в феврале на конференции трудового коллектива.

Сейчас отмечу лишь основные наиболее весомые результаты деятельности Донецкого национального университета за 2019 год:

  • успешно выполнено задание Правительства Донецкой Народной Республики по реорганизации структуры Донецкого национального университета путем присоединения Института физической культуры и спорта, Педагогического института и Многопрофильного лицея-интерната; обеспечен непрерывный образовательного процесс;
  • успешно проведена аккредитация в Рособрнадзоре магистерских образовательных программ по 6 укрупненным группам (11 магистерским программам);
  • подано заявление в Рособрнадзор с сопроводительными документами еще по 7 укрупненным группам направлений подготовки (35 магистерским программам и программы специалитета), которые ранее не участвовали в аккредитации;
  • на 97,8 % выполнен набор абитуриентов в рамках контрольных цифр приема на образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры; по сравнению с 2018 годом увеличилось на 32% количество студентов, поступивших на платную форму обучения;
  • по сравнению с 2018 годом увеличен контингент студентов, аспирантов, что позволило обеспечить ставками даже малочисленные кафедры; общее количество обучающихся по состоянию на 01.10.2019 г. составляет 14 тыс. 685 чел.;
  • обеспечено в полном объеме финансирование заработной платы, выплата надбавок за сложность и напряженность в работе до 50 %; регулярная выплата стипендий, в том числе со стимулирующими надбавками за достижения в учебной деятельности; с 1 июля 2019 года заработная плата увеличена на 35 %; в ноябре выплачена премия в размере 80% от должностного оклада (за счет средств спецфонда);
  • продолжена работа по формированию единого информационного пространства университета: все структурные подразделения ДонНУ введены в единую систему электронных адресов; ведется работа по созданию единой базы аутентификации студентов и сотрудников университета для доступа к информационным сервисам ДонНУ;
  • проведена модернизация ресурсного и технологического обеспечения информационно-образовательной среды для проведения аккредитации ДонНУ в РФ: подготовлен сайт университета к проведению аккредитации; разработаны новые элементы программного обеспечения для организации личных кабинетов сотрудников и студентов ДонНУ и др.;
  • продолжилась работа по расширению международного сотрудничества университета (заключены 11 новых международных договоров о сотрудничестве; совместно с фондом «Русский мир» открыта телестудия Донецкого национального университета; выполнен финансируемый Международный грантовый проект);
  • двенадцать новых конкурсных научно-исследовательских проектов университета успешно прошли экспертизу научного уровня и актуальности в Государственном комитете по науке и технике;
  • выросло количество защищенных преподавателями и сотрудниками университета докторских диссертаций. За год защищены 5 докторских, а также 7 кандидатских диссертаций. Всего в 7 диссертационных советах университета прошли 22 защиты;
  • прекрасные результаты были показаны в сфере студенческой научной деятельности. В университетских конкурсах студенческих научных работ и студенческих олимпиадах принял участие 1501 студент, из них 324 отмечены наградами. В научных конференциях в Республике и за ее пределами приняли участие более 1500 студентов, из них более 200 студентов участвовали в Российских научных мероприятиях. Как лучшие были отмечены 344 доклада наших студентов;
  • университетом было проведено 20 мероприятий международного и 24 республиканского уровня в области студенческой науки; издан 11 выпуск «Вестника СНО» в четырех томах, в который включены 393 статьи студентов;
  • Донецкий национальный университет впервые стал площадкой Географического диктанта, который проводится Русским географическим обществом; в диктанте приняли участие 116 студентов и школьников Республики;
  • в Год Русского языка проведены традиционные и новые для университета мероприятия: Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русистики» к 100-летию со дня рождения проф. Г.П. Цыганенко, V юбилейные Международные ономастические чтения имени Е.С. Отина; фестиваль «Есенинская весна в ДонНУ – 2019», творческий конкурс «Есенинские мотивы»; Республиканская конференция для студентов «Актуальные проблемы фольклористики, посвященная памяти П.Т. Тимофеева. В ДонНУ создан штаб Тотального диктанта в ДНР. В нем приняли участие более трех тысяч граждан ДНР, и она была признана самой многочисленной координацией за рубежом РФ. Накануне проведена республиканская акция «Донецкий диктант».
  • По итогам Года русского языка коллектив университета за безупречную работу и высокий профессионализм в организации и проведении мероприятий, посвященных Году русского языка, отмечен благодарностью Главы Донецкой Народной Республики. Благодарностью Главы отмечен также зав. кафедрой русского языка проф. В.И.Теркулов; наиболее активные организаторы мероприятий – благодарностями Министерства образования и науки ДНР.
  • Наши студенты традиционно принимали активное участие в общественно-политической и культурной жизни университета и Республики. Среди большого количества мероприятий следует выделить выборы в Молодежный парламент ДНР, по результатам которых из 50 молодых парламентариев – 12 наши студенты. На высоком идеологическом уровне прошли Республиканский фестиваль патриотической песни «Служу Отечеству», приуроченный к 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, музыкально-драматическая постановка «Без минуты колебаний», посвященная 74-й годовщине Великой Победы, общеуниверситетская тематическая встреча ко Дню неизвестного солдата, а ежегодный фестиваль первокурсников «Дебют – 2019» в год Русского языка проходил под общей темой: «Классика от А до Я…»;
  • Донецкий национальный университет провел уже II Международный интеграционный форум «Русский мир и Донбасс: от сотрудничества к интеграции образования, науки, инноваций и культуры». В работе форума приняли очное участие более 4,5 тысяч человек из различных городов России, Китая, Германии, Белоруссии, Южной Осетии, Никарагуа, Болгарии, Эстонии, Казахстана, Донецкой и Луганской Народных Республик. По результатам издано 14 книг трудов конференций.

6 декабря 2019 года в Донецком государственном академическом театре оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко прошло торжественное мероприятие, посвященное подведению итогов Года русского языка в Донецкой Народной Республике.

В мероприятии приняли участие Глава ДНР, Председатель ОД «ДР» Денис Пушилин, Председатель Народного Совета Владимир Бидёвка, руководители министерств и ведомств, жители Республики.

По итогам проведения Года русского языка за реализацию проектов, направленных на сохранение, поддержку и развитие русского языка как общенационального достояния и неотъемлемой части культурного и духовного наследия Республики, учреждения и сотрудники сфер образования и культуры были награждены благодарностями Главы Донецкой Народной Республики. Коллектив Донецкого национального университета был отмечен благодарностью Главы Донецкой Народной Республики за безупречную работу и высокий профессионализм в организации и проведении мероприятий, посвященных Году русского языка.

Отчет Донецкого национального университета о мероприятиях, проведенных в Год русского языка в ДНР

Глубокоуважаемые коллеги!

2019 год в Донецком национальном университете, в полном соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики Дениса Владимировича Пушилина, проходил под знаком РУССКОГО ЯЗЫКА. В этом есть и глубокая закономерность, и глубокая обоснованность. ДонНУ всегда был и остается центом изучения, сохранения и развития русского языка в Донецком регионе. Достаточно вспомнить, что специальность «Русский язык и литература» – это колыбель нашего университета: именно с нее начинался Сталинский пединститут, позже преобразованный в Донецкий государственный университет. Важно помнить и то, что ДонНУ был единственным вузом на Украине, в котором специальность «Русский язык и литература» сохранилась в «чистом» виде, что было очень важно как в профессиональном, культурном, так и в политическом плане. Сегодня задача развития русского языка как основополагающего элемента культуры Донбасса обретает новую актуальность. Республика нуждается в высококлассных профессионалах-филологах, патриотах своей Родины и своего народа. И в университете создаются все условия для подготовки таких специалистов.

Со стабильной динамикой растет прием студентов по направлению «Русский язык и литература»: в 2019 году новый набор составил 132 чел., что на 53% выше по сравнению с довоенным периодом. Кроме того, на филологическом факультете проводится профессиональная переподготовка учителей других специальностей. В 2019 году диплом о переподготовке по направлению «Русский язык и литература» получили 60 слушателей (всего за пять последних лет – 211).

Образовательная деятельность невозможна без прочной научной базы, которую обеспечивают филологические кафедры: кафедра русского языка (зав. проф. В.И. Теркулов), кафедра общего языкознания и истории языка имени Е.С. Отина (зав. доц. Н.А. Ярошенко), кафедра истории русской литературы и теории словесности (зав. проф. В.В. Федоров), кафедра славянской филологии и прикладной лингвистики (зав. доц. И.А. Кудрейко).

В 2019 году преподаватели этих кафедр по проблемам исторического, общетеоретического, культурологического изучения русского языка и литературы опубликовали 131 работу, среди которых учебные и учебно-методические пособия, научные статьи и тезисы; сделали 147 докладов на конференциях разного уровня в вузах ДНР, ЛНР, РФ и ближнего зарубежья.

Важнейшая задача факультета – подготовка новых научных кадров. В текущем году студентами направления подготовки «Русский язык и литература» опубликовано 100 работ, сделано 133 доклада на конференциях разного уровня, среди которых: Международная научно-практическая конференция «Социокультурная среда вуза и языковое развитие личности иностранного студента» (Россия, г. Москва, 7–9 ноября 2019 г.), III Всероссийский форум русского языка, г. Рязань, III Международный симпозиум «Русский язык в поликультурном мире» (г. Ялта, 8–12 июня 2019 г.), XXII Открытая конференция студентов-филологов при СПбГУ (г. Санкт-Петербург, 15–19 апреля 2019 г.), Санкт-Петербургская зимняя филологическая школа (г. Санкт-Петербург, 11–17 февраля 2019 г.), XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов–2019» и др.

В 2019 году студенты-филологи неоднократно становились победителями международных научных конкурсов и олимпиад (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов ссузов и вузов по русскому языку и литературе, РФ, Филиал ОмГПУ в г. Таре, 11.03.2019 – 24.05.2019 (Д. Брацун, А. Бровец и др.); Международный конкурс студенческих научных работ по русской филологии «Донецкая весна – 2019» (А. Бровец, К. Емельянова и др.).

Успешным было участие наших аспирантов и студентов в XV Межрегиональном фестивале научного и литературно-художественного творчества «Есенинская весна», который проходил 14–17 мая 2019 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Почетно и радостно, что Гран-при фестиваля был вручен аспирантке кафедры истории русской литературы и теории словесности и преподавателю кафедры журналистики Валентине Лантух.

Донецкий национальный университет открывает перспективы молодым, талантливым ученым-филологам: на факультете работает Диссертационный совет, в котором в 2019 г. по специальности 10.02.01 – русский язык прошли защиты 1 докторской и 3 кандидатских диссертаций.

Активную позицию в развитии научных связей занимает кафедра русского языка во главе с профессором В.И. Теркуловым: преподаватели кафедры задействованы в выполнении ряда совместных международных проектов: «Этнокультурные исследования языкового сознания» (совместно с Институтом языкознания РАН) и «Этнолингвистические исследования языка периода военных действий» (совместно с ЮНЦ РАН).

Преподаватели филологического факультета заботятся о юном поколении нашей Республики. Для будущих абитуриентов на факультете работает школа «Юный филолог». В 2018–2019 гг. школу посещали 23 юных филолога, сейчас обучаются 32 ученика из школ Донецка, Макеевки, Горловки, Тореза, Амвросиевки, Новоазовска, Енакиева, Кировского. В течение года преподаватели осуществляли постоянное сотрудничество со школами ДНР: входили в состав жюри олимпиад и конкурсов по русскому языку, принимали участие в методических семинарах (Республиканская методическая мастерская в рамках Августовской педагогической студии работников образования ДНР; Веб-мастерская «Режиссура современного урока русского языка и литературы в условиях введения ГОС» и др.).

Норма научной жизни филологического факультета – это организация и проведение международных научных конференций и семинаров с участием известных ученых РФ и других стран. Назовем лишь некоторые из них: VI Международные чтения студентов и молодых ученых памяти Г.И. Рихтера (28 марта 2019 г.), Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русистики», посвященная 100-летию со дня рождения проф. Г.П. Цыганенко (26–28 сентября 2019 г.), V юбилейные Международные ономастические чтения имени Е.С. Отина (25 октября 2019 г.), VIII Международный интернет-семинар «Лингвистическая регионалистика» (5 декабря 2019 г.) и др.

Подготовка филологов-профессионалов – важнейшая, но не единственная задача нашего университета. Перед нами стоит глобальная задача – это повышение общей грамотности: правильно говорить и писать на русском языке должно стать осознанной жизненной позицией нашей молодежи, визитной карточкой гражданина ДНР. На это нацелены образовательные акции, которые Донецким национальным университетом проводились в течение всего года.

Прежде всего – это конструктивное участие во всемирной образовательной акции Тотальный диктант. При кафедре русского языка ДонНУ был создан штаб Тотального диктанта в ДНР. В апреле 2019 году под координацией «Донецк» эта акция прошла в четвертый раз. В ней приняли участие около восьми тысяч граждан ДНР всех возрастов, и она была признана самой многочисленной координацией за рубежом РФ. «Тотальный диктант в ДНР – 2019» стал своего рода фестивалем грамотности, поскольку сопровождался встречами с известными творческими личностями ДНР и РФ, чтецами текста диктанта.

Конкурсные мероприятия по русскому языку и литературе в нашем университете стали нормой студенческой жизни: чтобы двигаться вперед, важно проверять уровень своих знаний. В мае 2019 года на филологическом факультете прошло несколько таких мероприятий: 15–16 мая – заключительный тур Международной олимпиады по русскому языку и литературе; 19 мая – Республиканская олимпиада абитуриентов по русскому языку и литературе, в которой приняли участие студенты и школьники из Донецка, Макеевки, Ясиноватой, Дебальцево, Харцызска, Шахтёрска, Комсомольска, пгт. Новоамвросиевское. Выполняя тестовые и творческие задания по языку и литературе, участники олимпиад показали высокий уровень владения материалом.

С 9 по 13 сентября 2019 года на всех факультетах был проведен Ректорский диктант для студентов всех специальностей ДонНУ. 15 ноября прошла традиционная Республиканская олимпиада по русскому языку и культуре речи среди студентов нефилологических специальностей. Очень важно, что в этих мероприятиях принимали участие студенты разных факультетов и специальностей: психологи, экономисты, историки, математики и правоведы.

Следует отметить, что интерес к такого рода мероприятиям с каждым годом растет. Большую роль в этом процессе играют разного рода просветительские акции, особенно созданные и проведенные молодыми. К примеру, на телерадиоканале «Юнион» был записан цикл радиопередач «Слово не воробей» о сложностях русского языка (автор и ведущий – студент филологического факультета Андрей Бровец). На радио «Республика» в рамках проекта «Земляки» вышли радиоочерки студентов-журналистов ДонНУ, посвященные известным ученым-филологам, выдающимся деятелям науки ДонНУ М.М. Гиршману и Е.С. Отину, истинным патриотам, гордости Донецкого края. Студенты пообещали не останавливаться на достигнутом и продолжать работу, ведь Донецкий национальный университет славен многими выдающимися именами.

Руководство университета отчетливо понимает, что русский язык есть нечто большее, чем просто средство общения. Язык – это основа того великого единства, которое именуют Русским миром, неотъемлемой частью которого является Донбасс. Поэтому в ДонНУ создаются научно-просветительские центры. В октябре 2018 года в сотрудничестве с РГУ имени С.А. Есенина открыт Есенинский центр ДонНУ, в 2019 году начал работу Центр донецкой словесности, готовится к открытию Военно-исторический центр ДонНУ. Их деятельность призвана содействовать укреплению русского единства и патриотическому воспитанию молодежи Республики. Очень важно, что эти центры задуманы как пространство научного, культурно-образовательного и творческого общения студентов, преподавателей не только нашего университета, но других вузов, а также школ и культурных организаций Республики. Например, фестиваль «Есенинская весна в ДонНУ – 2019» проводился с участием преподавателей и учащихся Республиканской специализированной музыкальной школы для одаренных детей имени Сергея Прокофьева и Республиканских школ искусств № 6 и № 9. Событием в жизни университета стал творческий конкурс «Есенинские мотивы» (октябрь 2019 г.), который включал две номинации –песенный конкурс и конкурс художественно-изобразительных работ. Оценивало конкурс авторитетное жюри: лауреаты международных конкурсов, ведущие артисты театра «Донбасс-опера», преподаватели Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева, известные поэты, барды, руководители республиканских художественных музеев.

Под знаком Русского языка проходила и культурно-воспитательная работа в университете. По масштабам, количеству участников, разнообразию творческих форм и подходов это был действительно «тотальный» процесс. Назовем только некоторые мероприятия. 16 октября на учетно-финансовом факультете прошла Литературно-музыкальная встреча, посвящённая 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина, на которой присутствовали преподаватели и студенты разных специальностей. Эпиграфом к данному мероприятию послужили строки А. Плещеева «Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла».

6 ноября 2019 г. кафедра зарубежной литературы факультета иностранных языков совместно с филологическим факультетом провела Юбилейные Пушкинские чтения, в которых также участвовали гости из Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук (г. Москва).

Студенческое научное общество исторического факультета 8 октября 2019 г. в рамках программы мероприятий Года русского языка в ДНР организовало и провело круглый стол «История Кавказа ХIХ века и ее отражение в произведениях классиков русской литературы».

Ярким событием стал традиционный студенческий конкурс Дебют первокурсника. Тематику его постановок также определила программа 2019 года – творчество русских поэтов и писателей: А. Пушкина, А. Куприна, А. Островского и др. Студенты перечитывали и переосмысливали русскую классику, погружались в иную культурную эпоху, изучали соответствие костюмов и декораций воссоздаваемой эпохе. Эти усилия, упорная и многодневная работа участников конкурса, студенческих активов факультетов, воспитательного отдела университета вылились в яркое сценическое действо, которое позволило зрителям заново пережить и прочувствовать русскую классику.

Кульминацией научных и культурно-воспитательных мероприятий 2019 года в ДонНУ стал Международный интеграционный форум «Русский мир и Донбасс: от сотрудничества к интеграции науки, образования, инноваций и культуры», в работе которого приняли участие более двух тысяч ученых, исследователей, государственных и общественных деятелей из двенадцати стран мира. Участники форума рассмотрели основные направления и пути развития гуманитарных связей Донбасса с научным сообществом России в области науки, образования, разработки международных региональных программ и стратегий по сохранению исторической памяти и культурного наследия. В рамках форума прошла IV Международная научная конференция «Донецкие чтения 2019».

Завершением культурной программа форума стал Гала-концерт победителей песенного конкурса и выставка художественно-изобразительных работ творческого конкурса «Есенинские мотивы».

Год русского языка в ДНР подводит итоги. Но мы отчетливо понимаем, что это не финал, а начало долговременного процесса, перспективной программы, в которую все мы включились и выполнение которой зависит от каждого из нас. Главным результатом этого года стала консолидация коллектива преподавателей и студентов Донецкого национального университета и понимание того, что мир русского языка и русской культуры – это наше настоящее и наше будущее, будущее людей, которые утверждают правду, свободу и справедливость, будущее людей, которые хотят жить в мире с собой и остальным миром. Наш девиз – известные строки Анны Ахматовой:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем


 

 


Светлана Беспалова приняла участие в XIII-ой Ассамблее Русского мира в Ярославле 


 

 


 

 


 

 


 

 


Исполнительный директор МИА «Россия сегодня», бывший руководитель РИА Новости Украина Кирилл Вышинский снял документальный сериал «Люди Донбасса». Он стартовал на YouTube-канале РИА Новости.
Героиня первого выпуска — ректор Донецкого национального университета Светлана Беспалова.

 

 



Дорогие друзья, будущие коллеги! 

Перед вами стоит сложная задача – избрать профессию, которая бы соответствовала вашим природным способностям и наклонностям, которая была бы перспективна и востребована в столь быстро меняющемся мире. Очень важно принять правильное решение, которое позволит вам стать по-настоящему успешным человеком. Донецкий национальный университет — самый крупный, динамично развивающийся вуз региона. Он успешно сочетает базовые традиции классического университетского образования и инновационные подходы к реализации учебного процесса и исследовательской деятельности.

Сегодня в нашем университете обучается около 11 тысяч студентов, 250 аспирантов, докторантов и соискателей. Подготовка кадров естественно-научных, социально-гуманитарных и экономических отраслей осуществляется на уровнях бакалавриата, специалитета и магистратуры по 124 направлениям, специальностям и их профилям, что обеспечивают 76 кафедр.

Все направления, специальности и профили в структурных подразделениях ДонНУ лицензированы.

Функционирует аспирантура по 47 специальностям и докторантура по 13 специальностям.

Для подготовки кадров высшей научной квалификации функционирует диссертационных советов по 12 специальностям физико-математических, технических, исторических, филологических, педагогических, экономических наук.

Основой качества образования является высокая квалификация профессорско-преподавательского состава. Из 743 научно-педагогических работников: 100 докторов наук и 350 кандидатов наук. Наш профессорско-преподавательский коллектив сочетает зрелость, опыт и профессионализм с молодостью и дерзновенностью планов и задач.

Качество работы ДонНУ по разным направлениям подтверждается его лидирующими позициями в различных независимых рейтингах. Начиная с 2011 года ДонНУ входит в рейтинг ТОП-700 лучших университетов мира (QS World University Ranking) по версии британской консалтинговой компании QS (попадание в ТОП-700 означает попадание в 4% элитных вузов мира).

В структуре университета – 13 факультетов, Учебно-научный институт «Экономическая кибернетика», две общеуниверситетские кафедры – кафедра философии и кафедра физического воспитания и спорта, два техникума – Енакиевский техникум экономики и менеджмента и Горловский индустриальный техникум; лицей-интернат, два учебно-консультационных центра подготовки специалистов, кафедра ЮНЕСКО, Мультимедиацентр ДонНУ, научно-исследовательские подразделения.

Огромное внимание университет уделяет и развитию социальной инфраструктуры. Сегодня это 11 учебных корпусов, 5 корпусов общежитий, учебно-спортивный комплекс, учебно-практический вычислительный центр, санаторий-профилакторий, конференц-кафе «Бригантина», база отдыха «Наука», биологическая станция; самая крупная среди вузов Донбасса научная библиотека, полностью удовлетворяющая потребности научных работников, преподавателей и студентов ДонНУ. 

Университет обладает также современной материально-технической базой для реализации образовательного процесса и научных исследований.

Работодатели уверены в знаниях наших выпускников, ведь на протяжении 80 лет мы ответственно готовим их и отвечаем за качество приобретенных ими компетенций. Наши выпускники занимают ключевые посты и должности разного уровня, являются руководителями предприятий и учреждений как в нашем регионе, так и за его переделами.

В университете более 4-х тысяч студентов участвуют в различных формах НИР. Работают молодежные центры научных исследований, научные кружки, фольклорная студенческая научно-исследовательская экспедиция, Студенческое научное общество, Совет молодых ученых.

К своему 80-му юбилею Донецкий национальный университет стал членом нескольких международных ассоциаций университетов, в том числе – Евразийской ассоциации университетов, Ассоциации технических университетов и Ассоциации юридических вузов. На базе ДонНУ открыто региональное отделение Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. 

Научно-образовательное сотрудничество осуществляется в рамках 40 международных договоров. В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве с Фондом «Русский мир» создан «Мультимедиацентр ДонНУ».

Современный мир требует непрерывного образования в течение всей жизни, ДонНУ предоставляет возможность за время обучения освоить не одну, а две профессии. Наши студенты имеют возможность съездить на обучение или стажировку в Россию и пройти практику у отечественного работодателя.

Сегодня университет уверенно смотрит в будущее, возвратившись к своей истории, культуре, традициям, отстояв право жить на своей земле и говорить на русском языке.

Мы не стоим на месте и продолжаем идти по пути инновационного развития. А для этого нам нужны молодые и талантливые. Обучение в ДонНУ позволит вам создать прочный фундамент для успешного личностного и профессионального развития. Знакомьтесь с нашими факультетами, выбирайте профессию по душе и поступайте в Донецкий национальный университет!

Ректор ДонНУ,
доктор физико-математических наук, профессор
Светлана Беспалова