Важной задачей, осуществляемой преподавателями кафедры, является усиление практической направленности учебного процесса. Для решения этой задачи широко используется так называемый «кейс­метод», при котором теоретические знания студентов проверяются и закрепляются на практических занятиях путем детального анализа реальных уголовных дел, конфликтных ситуаций, возникающих в практической деятельности органов расследования, прокуратуры, суда и адвокатуры.

В последнее время широко практикуется проведение в рамках «кейс­метода» занятий методом разыгрывания ролей, проведение мини­деловых игр, изучение архивных уголовных дел, анализ видеоматериалов, изготовленных в процессе расследования преступлений, данных судебной статистики и других материалов практики. Кафедра накопила значительный опыт по разработке инновационных материалов и их использования в учебном процессе. Создан архив уголовных дел, рассмотренных судами, срок хранения которых в судебных органах истёк, а также архив материалов видеосъёмки следственных и процессуальных действий, произведённой органом дознания, следователем в ходе предварительного расследования уголовных дел.

Данные уголовные дела студенты изучают на практических занятиях с учётом конкретного задания преподавателя, в частности: им предлагается ознакомиться с основными процессуальными документами, протоколами следственных действий; определить не были ли нарушены процессуальные сроки возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, задержания лица по подозрению в совершении преступления, сроки производства дознания и досудебного следствия, произвести классификацию имеющихся в деле доказательств, выявить процессуальные ошибки, допущенные органом дознания, следователем, прокурором или судом, оценить качество составления обвинительного заключения и т. п.

Не менее важным в плане выработки у студентов необходимых практических навыков и умений является просмотр студентами на практических занятиях видеозаписей процессуальных и следственных действий, произведенных в ходе расследования уголовного дела. В ходе последующего обсуждения видеосюжета оцениваются произведённые следователем процессуальные и следственные действия с точки зрения соответствия их требованиям уголовно­процессуального закона и научно­методическим рекомендациям.

Преподавателями на основе реальных уголовных дел разработаны учебные материалы. Как правило, это фабулы, содержащие обстоятельства совершенного преступления. По ним студенты после изучения обстоятельств дела по заданию ведущего занятия составляют определённые процессуальные документы с последующим их обсуждением и выявлением допущенных ошибок, а также производят процессуальные или следственные действия методом разыгрывания ролей. Суть этого метода состоит в том, что между участниками семинара по заранее разработанной фабуле распределяются роли следственного или процессуального действия. При его производстве каждый из студентов действует в соответствии с доставшейся ему ролью так, как это происходит в реальной жизни при производстве по уголовному делу. При этом осуществляется видеозапись всех произведенных действий. Последующий просмотр видеозаписи и ее обсуждение под руководством преподавателя позволяет установить не только допущенные ошибки при его производстве, но и объяснить их причины, выявить пробелы в знаниях. После просмотра в ходе обсуждения студенты выявляют допущенные следователем нарушения, указывают статьи УПК, которые были им нарушены.

Кроме того, на кафедре разработаны тексты основных процессуальных документов, составляемых при производстве по уголовному делу. В их содержании преподавателями с учебной целью сознательно допускаются не только процессуальные, но и грамматические и стилистические ошибки. На практических занятиях предлагается изучить такие документы, выявить допущенные ошибки и найти нормы УПК, требования которых были нарушены при составлении изученных ими документов. Они решаются студентами либо на практических занятиях, либо в качестве домашнего задания с обязательным обсуждением на занятиях.

Внедрены в уголовный процесс имитационные клиники для усиления практической направленности учебного процесса по подготовке юристов. В каждой академической группе, как итог курса, проводится деловая игра. Представляет она собой полную имитацию в точном соответствии с УПК разбирательства уголовного дела в суде I инстанции. Для этой цели на факультете оборудован зал судебного заседания со всеми необходимыми атрибутами.

В целях усиления практической направленности учебного процесса при подготовке юристов высшей квалификации кафедрой проводится ежегодная олимпиада «Мастерство судебной речи». По заранее разработанной фабуле дела студенты готовят обвинительную речь (те, кто участвует в соревнованиях в роли государственного обвинителя) либо защитительную (те, кто изъявил желание участвовать в роли защитника). Соревнование представляет точную имитацию судебных прений по уголовному делу, проводимых в несколько этапов. Лучшего государственного обвинителя и лучшего защитника определяет жюри в составе практических работников суда, прокуратуры и адвокатуры в ходе финального раунда соревнований (методические материалы по проведению юридических соревнований прилагаются).

Большое внимание на кафедре уделяется обеспечению студентов современными научно­техническими средствами для качественного изучения дисциплин. В ноябре 2011 г., в день празднования 30­летия специальности «Правоведение», состоялось торжественное открытие учебной лаборатории уголовного права и процесса имени Н.Д. Вороны. Николай Дмитриевич принимал активное участие в открытии и становлении специальности «Правоведение» в Донецком государственном университете, участвовал в подборе преподавательского состава, много сделал для формирования учебно­методического обеспечения специальности «Правоведение», рецензировал первые учебные планы и программы подготовки юристов, способствовал трудоустройству первых выпускников факультета. Был первым председателем государственной экзаменационной комиссии специальности «Правоведение» на факультете.

Лаборатория уголовного права и процесса создана под патронатом его сына Дмитрия Вороны — выпускника экономико­правового факультета 2001 г. Оборудована лаборатория имени Николая Вороны в соответствии с современными требованиями. На её базе создан научно­исследовательский и учебный Центр проблем расследования и профилактики преступлений, криминалистики и судебной экспертизы.

В октябре 2012 г. при участии Д.Н. Вороны открыты специализированный кабинет имени доц. Владимира Никифоровича Чичко по направлению «прокурор­следователь», специализированный кабинет имени доцента Георгия Ефимовича Жирного по направлению «следователь­эксперт­судья». Оборудование кабинетов составляют локальная сеть, мультимедийный проектор и экран, планшеты для групповой работы студентов.

Главной задачей кафедры уголовного права и процесса является обеспечение качественной подготовки студентов для практической работы в судебных и правоохранительных органах Донецкой Народной Республики. Кабинеты и учебные центры факультета предоставляют возможность проводить учебные занятия в форме деловых игр, максимально приближенных к требованиям практики. На базе научно­исследовательского Центра имени Н.Д. Вороны регулярно проводятся заседания Донецкого отделения Международного конгресса криминалистов, а также юридические соревнования, круглые столы, конференции и симпозиумы.

Одной из главных задач является оказание помощи студентам в приобретении ими практических навыков и умений, необходимых им для самостоятельной работы после окончания вуза в системе правоохранительных органов. Для достижения этой же цели на протяжение многих лет кафедра активно сотрудничает с правоохранительными органами Донбасса, привлекает наиболее опытных практических работников к участию в учебном процессе по оказанию помощи студентам в приобретении необходимых для профессии юриста практических навыков и умений.

Долговременное и плодотворное сотрудничество связывает кафедру с прокуратурой ДНР. Учитывая долгосрочное сотрудничество в прокуратуры городов и районов Республики с целью прохождения практики постоянно направляются студенты выпускных курсов, избравшие специализации «Уголовное право и процесс», «Прокурорская деятельность».

Интересная работа проводится также с подразделениями МВД ДНР. Это, прежде всего, предоставление места практики студентам в свободное от занятий время; использование материалов следственной практики в учебном процессе; предоставление материалов для подготовки курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций; направление лучших выпускников для работы по запросу Следственного управления УМВД. Аналогичные виды сотрудничества у кафедры с Верховным Судом и Министерством юстиции Донецкой Народной Республики.