Донецкий государственный университет
Донецкий государственный университет
Центр математического просвещения
Центр математического просвещения
Исследовательские задачи | Центр математического просвещения
Как привлечь школьников к исследовательской деятельности?
В современной школе одной из наиболее сложных и вместе с тем наиболее важных, является проблема привлечения школьников к исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных путей вовлечение обучающихся в эту деятельность является решение исследовательских задач.
Что такое исследовательская задача?
В исследовательской задаче имеется возможность рассмотреть частные случаи разного уровня сложности, образующие последовательность подзадач, решения которых способствует поиску подхода к решению основной задачи. Хорошая исследовательская задача предоставляет большой простор для обобщений и уточнений, выход на задачу, имеющую научную значимость.
Исследовательская задача должна быть с одной стороны доступна для решения школьникам, понятна ему, разумеется при некоторой дополни-тельной подготовке, а с другой стороны научно содержательной Лучшей задачей для исследования является проблема, которая просто и четко формулируется, но трудно решается.
Где взять хорошие задачи для исследования?
Имеется много источников исследовательских задач: книги, интернет ресурсы, например, сайт МЦНМО; журналы, например, «Квант». Но не так просто в этих источниках вычленить то, что может стать научной исследовательской задачей для конкретных учеников. Поэтому прав Скопенков А.Б., давно и плодотворно руководящий исследовательской работой школьников, написав рекомендацию: «Желательно, чтобы задачу поставил человек, имеющий представления о какой-нибудь актуальной области математики, опыт собственной научной работы и вкус к просто формулируемым задачам».