Новости университета

Кафедра специального (дефектологического) образования

Вы здесь

Кузьмина Валерия Александровна

Должность: 
и.о. заведующего кафедрой специального дефектологического образования, старший преподаватель

Перечень преподаваемых дисциплин: 
  • введение в специальность;
  • современные аспекты отечественной и зарубежной дефектологии;
  • специальная педагогика;
  • нетрадиционные формы работы учителя-дефектолога;
  • теория и методика игры в специальном и инклюзивном образовании;
  • основы инклюзивной педагогики;
  • сопровождение субъектов образования в инклюзивной практике;
  • проектирование и разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • технологии конструирования программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с нарушениями речи и программ логопедической помощи;
  • производственная технологическая (проектно-технологическая) практика;
  • научно-исследовательская работа (НИР) (рассредоточенная);
  • преддипломная практика;
  • член Государственной аттестационной комиссии.

Уровень образования: 
высшее, специалитет, Славянский государственный педагогический университет, 2004 г.; высшее, переподготовка. Донецкий областной институт последипломного педагогического образования, 2010 г.

Наименование направления подготовки или специальности: 
специальность: «Дефектология», специальность 7.01.01.07 «Практическая психология»

Квалификация: 
учитель вспомогательной школы, логопед

Ученая степень: 
нет

Ученое звание: 
нет

Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке: 
Удостоверение о повышении квалификации № 612407946971от 26.04.2019 г. Дополнительная профессиональная программе «Психолого-педагогические особенности формирования профессиональных компетенций», 72 часа, Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя», г. Ростов-на-Дону. Сертификат № 8180 от 02.01.2022 г. о прохождении обучения по программе «Инновационные технологии в специальном (дефектологическом) образовании в условиях реализации ФГОС», 144 ч., Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы». Удостоверение о повышении квалификации № 612400025425 от 10.09.2022 г. Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания в образовательных учреждениях высшего образования: нормативно-правовое, психолого-педагогическое и методическое сопровождение», 24 часа, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», 72 ч, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», № 7724417647583 от 09.12.2022 г. Удостоверение о повышении квалификации МК МГУ № 042551 (регистрационный номер 4023а9111) от 27 июня 2023 г. по теме «Педагогика и психология высшей школы» в объеме 108 ч. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» центр развития электронных образовательных ресурсов г. Москва

Общий стаж работы, лет: 
19

Стаж работы по специальности, лет: 
19

Тематика курсовых и дипломных работ: 
  1. коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса;
  3. формирование игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
  4. нетрадиционные педагогические технологии и практики реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. проблемы социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии;
  6. личностные и профессионально-важные качества педагога-дефектолога;
  7. модели инклюзивного обучения;
  8. особенности реализации инклюзивного образования в условиях современной школы;
  9. информационные технологии в специальном образовании

Научные интересы: 

специальное образование, инклюзивное образование, формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-дефектологов, инклюзивная компетентность, инновационные технологии в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Основные научные публикации: 

Кузьмина, В. А. О некоторых аспектах профессиональной готовности педагогов к работе в условиях инклюзии [текст] / В.А.Кузьмина// Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 3 – Донецк: ДонПИ, 2018 – 308 с. – С. 26-31.
Кузьмина, В. А. Актуальные проблемы формирования профессиональной культуры будущих учителей-дефектологов на основе компетентностного подхода / В.А. Кузьмина // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей [Текст]: сб. материалов II Международной электронной научнопрактической конференции 18 октября по 20 ноября 2021 года / Под ред. Л. А. Деминской, Ю. А. Романенко и др. – В 4-х томах. – Т. 4. – Ч. 1. – Донецк: Истоки, 2021. – С. 256-259.
Кузьмина, В. А. Роль преподавателя в формировании профессиональной компетентности студентов-дефектологов / В.А. Кузьмина // Управление качеством образования: теория и практика [Текст]: сб. материалов IV Республиканской научно-практической конференции 5 ноября 2020 года. – Том 2 / Под ред. М. Н. Кушакова, Л. Н. Волковой и др. – г. Донецк, 2020. – С.132-136.
Кузьмина, В. А. Роль компетентностного подхода в формировании профессионально значимых качеств студентов-дефектологов / В.А. Кузьмина // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость [Текст]: сб. материалов І Международной научно-практической конференции 24 июня 2022 года / Под ред. С. В. Беспаловой, И. А. Кудрейко и др. – В 2-х томах. – Т. 1.– Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. – С. 169-175.
Кузьмина, В.А., Кулапина, А.П. Об особенностях проявлений и логопедической коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи / В.А. Кузьмина, А. П. Кулапина // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета 27–28 октября 2022 г. – Том 6: Педагогические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. – С. 138-141.
Кашевская, Н.В., Кузьмина, В.А. Функциональная грамотность педагога-дефектолога как основа развития функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ / Н.В. Кашевская, В.А. Кузьмина // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей [Текст]: сб. материалов III Международной электронной научно-практической конференции 3 октября - 3 ноября 2022 г. – ДонРИРО, г. Донецк, 2022.
Кузьмина, В.А. Функциональная грамотность педагога-дефектолога как основа развития функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ / В.А. Кузьмина // Учить, воспитывать, созидать вместе! [Текст]: сб. материалов Августовских педагогических студий в 2022 году. – ДонРИРО, г. Донецк, 2022.
Кузьмина, В.А. Исследование отношения студентов магистратуры к
проблемам реализации инклюзивной практики / В.А. Кузьмина // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы ІІ Международной научно-практической конференции (Донецк, 29 июня 2023 г.). – Том 1 / под общей редакцией И. А. Кудрейко. – Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. – 166с.
Кузьмина, В. А. Подготовка педагогов-дефектологов в системе высшего образования к работе с обучающимися с ОВЗ в соответствии с обновлением нормативно-правового и программно-методического обеспечения / В.А. Кузьмина // Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей: сб. материалов IV Международной электронной научно-практической конференции 23 октября по 23 ноября 2023 года / под ред. Ю. А. Романенко, Т. Б. Волобуевой и др. – В 3-х томах. – Т. 3. – Донецк: ГБОУ ДПО «ДОНРИРО», 2023. – 258 с.
Кузьмина В.А., Бойко Н.Н. К вопросу о формировании вербальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи / В.А. Кузьмина, Н.Н Бойко // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции (Донецк, 25–27 октября 2023 г.). – Том 6: Педагогические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. – С.267–269.
Кузьмина В.А., Зиброва М.В. К вопросу о формировании грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития / В.А. Кузьмина, М.В Зиброва. // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции (Донецк, 25–27 октября 2023 г.). – Том 6: Педагогические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. – С.270–272.
Кузьмина, В.А. Проектные технологии как средство формирования профессионально значимых качеств будущих дефектологов / В.А. Кузьмина // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции (Донецк, 25–27 октября 2023 г.). – Том 6: Педагогические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонГУ, 2023. – С.110–113.





Ресурсы для студентов: 

Дополнительная информация: 

Переподготовка по специальности 7.010107 «Практическая психология», квалификация практический психолог, Донецкий областной институт последипломного педагогического образования, диплом 12 ДСК № 167430 от 02.07.2010 г.