Новости университета

Кафедра дизайна и арт-менеджмента
Научная деятельность

Вы здесь

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

тема: «Формирование целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности»

шифр темы: 0017D0000213

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и art-менеджмента Трошкин А.В.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР:

   Современная гуманистическая парадигма образования предполагает овладение педагогами-дизайнерами системными знаниями о закономерных связях человека и природы, миром и обществом, формированием сознательного и ответственного отношения к особенностям становления личности в национальном социокультурном и образовательном пространстве. Поэтому проблема качественной профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров является актуальной.

      В связи с этим на современном этапе происходит повышение требований общества к творческому потенциалу высших учебных заведений; интенсивно ведется поиск и разработка оптимального содержания, форм и методов подготовки педагогических кадров, способных к профессиональному творчеству, что способствует самоактуализации и самореализации как педагогов-дизайнеров, так и их воспитанников. В наше время творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей одновременно является и условием, и показателем интенсивного обновления педагогического труда.

 Проблемой исследования является формирование целостной готовности педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.

  Актуальность и целесообразность исследования обусловлена необходимостью преодоления противоречий между: социальным заказом высшей школы на педагога-дизайнера, способного к учебно-творческой деятельности и реальным уровнем профессиональной готовности к проявлению профессионального творчества выпускников соответствующих вузов; осознанием педагогами вуза необходимости в создании на занятиях педагогических условий для формирования целостной профессиональной готовности и отсутствием у преподавателей глубоких знаний в сфере решения этой задачи; осознанием руководителями педагогических высших учебных заведений необходимости в обеспечении личностно ориентированного характера подготовки будущих педагогов-дизайнеров и наличием в высшей школе соответствующих учебных программ и технологий, разработанных на индивидуально-ориентированной и интегрированной основах.

  Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров в высших учебных заведениях.

  Предмет исследования – условия формирования целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности на базе кафедры дизайна и art-менеджмента ДонНУ.

 Гипотеза исследования – формирование целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности будет эффективным при следующих условиях: внедрении комплексного подхода к воспитательным принципам (культурологическим, искусствоведческим и художественно-эстетическим) развития педагогического образования; обеспечении и реализации теоретического и методического оснащения; побуждении студентов к творческому решению педагогических задач, содействии развитию тех способностей, которые необходимы для творческой деятельности; реализации комплекса приемов и средств, направленных на формирование готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности

  Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально разработать условия формирования целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние решения проблемы в теории и практике, уточнить сущность и содержание понятий «целостная готовность», «профессиональная деятельность», «профессиональная готовность».

2. Теоретически обосновать модель целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.

3. Определить критерии и уровни готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанного педагогического обеспечения формирования целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.

5. Разработать соответствующие методические рекомендации для преподавателей вузов.

КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА И ART-МЕНЕДЖМЕНТА ДОННУ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

1. Теория и история становления дизайнерского образования:

  •  «Психолого-педагогические условия развития будущих педагогов-дизайнеров» – канд. пед. наук, доц. Мальцева Д.М.;
  • «Развитие у будущих дизайнеров зрительного восприятия и способности к максимально точному выполнению реалистического изображения (по методу sight-size drawing)» – ст. преподаватель Гринько В.В.;
  • «Искусствоведческие основы формирования профессиональной готовности будущих дизайнеров» – ст. преподаватель Данильян Л.В.;
  • «Управление организацией в сфере арт-бизнеса»  – ассистент  Гурова Е. Г.;
  • «Профессиональная ответственность будущего дизайнера как фактор влияния на современное общество» – ассистент  Радионов А.О.;
  •  «Методика преподавания изобразительного искусства как средство развития творческих способностей будущих педагогов-дизайнеров» – ст. преподаватель Семикина С. Г.

2. Культурологические и художественно-эстетические основы развития дизайнерского образования на современном этапе: 

  • «Совершенствование учебно-воспитательного процесса будущих педагогов-дизайнеров» – к. пед. н., зав. каф. дизайна и art-менеджмента Трошкин А.В.;
  • «Привлечение в активную творческую деятельность будущих дизайнеров» – проф. Тышкевич Г.А.;
  • «Расширение возможностей художественного выражения через многообразие изобразительных форм и средств на практических занятиях у будущих дизайнеров» – доц. Петрушкин Ю.Ф.;
  • «Педагогические условия формирования эстетической позиции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства и дизайна» – канд. пед. н., доцент кафедры дизайна и art-менеджмента  Трошкина Ю.Ю.;
  • «Эстетическое осмысление проблем дизайна» ‒ к. ф. н., старший преподаватель кафедры дизайна и art-менеджмента  Лозовая Л. В.;
  • «Формирование художественной культуры будущих дизайнеров в условиях университетского образования» – ст. преподаватель Щербак Н.Г.;
  • «Влияние дисциплины «Спецживопись и спецрисунок»  на развитие творческого и образно-ассоциативного мышления у дизайнеров» – ст. преподаватель Никулин К.А.;
  • «Развитие творческого потенциала и формирование профессиональных навыков студентов в процессе изучения дисциплины «Типографика и шрифты» – ст. преподаватель Радионова Э.Д.

3. Инновационные технологии и методика организации учебно-воспитательного процесса в системе дизайнерского образования: 

  •  «Формирование творческих способностей студентов во внеаудиторной воспитательной работе» – к. пед. н., доц. Медведева Е.Р.;
  • «Развитие профессионального потенциала будущих дизайнеров» – ст. преподаватель Троянов А.Г.;
  • «Формирование художественного вкуса у дизайнеров бакалавров в процессе обучения» – ст. преподаватель Шевченко К.А.;
  • «Системно-структурная организация информационно-коммуникационной образовательной среды» – ст. преподаватель Гурова Н.А.;
  • «Педагогические условия формирования визуальной культуры студентов-дизайнеров» – ст. преподаватель Испанова Н.В.;
  •  «Возможности трехмерного моделирования в профессиональном становлении будущих дизайнеров» – ассистент Дереза П.А.;
  • «Использование креативных технологий обучения в процессе подготовки студентов-дизайнеров» – ассистент Орлова А. В.;
  • «Формирование творческого мышления студентов на основе изучения способов использования современных художественных материалов в дизайнерской деятельности» – ассистент Вешкина О. Б.

Выставки и проекты преподавателей кафедры дизайна и art-менеджмента

Научная деятельность преподавателей кафедры дизайна и art-менеджмента