Донецкий государственный университет
Донецкий государственный университет
Кафедра общей психологии
Кафедра общей психологии
Практическая подготовка
Практика студентов имеет своей задачей закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, на основе глубокого изучения работы предприятия, учреждения и организации, на которых студенты проходят практику, а также овладение производственными навыками и передовыми методами труда.
Практика студентов по направлению подготовки «Психология» является неотъемлемой частью учебного процесса и представляет собой систему мероприятий, организованных на базе ДонНУ (кафедра психологии), а также различных учреждений.
Способ проведения практики стационарный. Стационарная практика проводится в структурных подразделениях Университета, в которых студенты осваивают основную образовательную программу, или в иных организациях, расположенных на территории населенного пункта, в котором расположена образовательная организация.
37.03.01. «Психология». Основными видами практики психологов бакалавриатаявляются учебная, производственная.
Психологическая учебная практика студентов – это начальный этап практического освоения профессии психолога. Студенты знакомятся с основными направлениями деятельности психолога на базе практики, со спецификой и психологической проблематикой конкретного учреждения, принимают участие в аналитических и просветительских мероприятиях, самостоятельно проводят некоторые из них. Производственная практика– это этап непосредственного соприкосновения студентов с профессиональной деятельностью практического психолога. Студенты планируют и проводят исследования, психодиагностические обследования; наблюдают, анализируют и планируют консультационные, психопрофилактические мероприятия с использованием как известных батарей методик и технологий, так и таких, элементы которых разработаны студентами совместно с руководителем практики от кафедры или базы.
37.04.01. «Психология».Система задач и заданий, предлагаемых студентам магистратуры для выполнения, предполагает постепенное усложнение деятельности будущих психологов, поэтапную организацию практики:
Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта работы)направлена на закрепление теоретических знаний, приобретенных в процессе изучения учебных занятий и получение новых в ходе практических действий, развитие навыков психологической поддержки, просветительской и педагогической деятельности. Магистр должен быть подготовлен к педагогической работе в качестве преподавателя для государственных и негосударственных учебных заведений высшего и дополнительного образования. Педагогическая практика является важным этапом в реализации концептуального подхода к организации и проведению практики студентов. Она помогает формировать саморефлексию студента, научно-педагогическое мировоззрение с учетом современных психолого-педагогических знаний, способствует осознанию им объективных и субъективных трудностей, существующих в профессии психолога. Цель научно-исследовательской практики: овладение магистрантами основными приёмами планирования, организации и осуществления научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Производственная (преддипломная) практика магистрантов является завершающим этапом обучения и проводится на последнем курсе обучения. Программа практики является индивидуальной для каждого магистранта. Она составляется совместно руководителем практики и магистрантом, с учетом места практики, профиля подготовки магистранта и утверждается на заседании кафедры психологии. Программа практики должна быть ориентирована на конкретную исследовательскую цель или на комплекс задач. Содержание данного вида практики определяется темой дипломной работы. В целом, оно должно быть направлено на обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрантом профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Практика проводится также с целью способствования дальнейшему трудоустройству.
37.05.02 «Психология служебной деятельности».Основными видами практики студентов специалитета являются учебная, производственная, преддипломная практики.
Прохождение учебной практики относится к первому (начальному) этапу формирования компетенций специалиста по специальности. Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки специалистов. Производственная и преддипломнаяпрактики являются базой для выполнения выпускной квалификационной работы, а также закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и формирование профессиональных компетенций психолога в области психологического сопровождения профессиональной деятельности.
Практическая подготовка студентов-психологов осуществляется в рамках сотрудничества с различными организациями и предприятиями, учреждениями:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Бакалавр. Основными видами практики студентов бакалавриата являются учебная, производственная, производственная (педагогическая), преддипломная
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков – это начальный этап формирования и закрепления теоретических знаний по психолого-педагогическому образованию, полученных в первый год обучения. В процессе прохождения практики формируются представления о направлениях и основном содержании профессиональной деятельности психолога, профессиональные позиции будущего психолога, стиль мышления, поведения, общения, мировоззрение, происходит усвоение профессиональной этики.
Производственная практика: по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности дает возможность студентам овладеть основными теоретическими понятиями, сформировать практические навыки, ставить профессиональные цели и задачи; познакомиться со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля, на практике изучить социально-психологические проблемы развивающейся личности; коммуницировать и сотрудничать с коллегами; подготовить студентов к участию в научно-практических конференциях.
Производственная практика: по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая) ориентирована на: приобретение навыков профессионального общения с субъектами образования (учениками, учителями, родителями); расширение диапазона профессиональных знаний, умений, навыков студентов в вопросах возрастной, педагогической психологии, психодиагностики; отработку навыков практического применения основных психодиагностических процедур (методик); актуализацию теоретических знаний в ходе наблюдения и психологического анализа урока в школе; приобретение опыта получения и обработки исследовательского материала для курсовых работ.
Производственная (преддипломная) практика ориентирована на формирование научно-исследовательского мышления и компетенций психолога-исследователя, способного самостоятельно решать на современном научном и методическом уровне научные задачи фундаментального и прикладного характера в образовательных учреждениях различного типа.
44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Магистр.
Основными видами практики студентов магистратуры являются: учебные, производственные практики, в том числе преддипломная практика, а также научно-исследовательская работа студентов. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения дисциплин базовой и вариативной части, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.
Научно-исследовательская работа магистров направлена на получение студентами углубленных знаний, умений и навыков в области научного исследования, интеграции всех ранее изученных дисциплин профессиональной психолого-педагогической деятельности. В процессе выполнения научно-исследовательской работы у студентов формируется широкий научный кругозор; научный стиль мышления, развиваются способности к нестандартным методологическим решениям.
Учебная практика (ознакомительная) способствует: развитию представлений о психологическом функционале в организациях и учреждениях различного профиля; применению на практике знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения; развитию мотивации профессионального становления на основе опыта практической работы; решению проблем и задач, входящих в компетенцию психолога; проведению пилотажного исследования по проблеме магистерского исследования.
Учебная практика (технологическая) направлена на приобретение навыков профессионального общения; расширение диапазона профессиональных знаний, умений, навыков в решении конкретных прикладных психологических задач; отработку навыков практического применения основных психодиагностических процедур (методик); актуализацию теоретических знаний, приобретение опыта получения и обработки эмпирического материала магистерского исследования.
Производственная педагогическая практика предполагает овладение методикой проведения, подготовки, анализа учебных занятий по психологии, а также методикой воспитательной работы с учениками, студентами в образовательных организациях.
Производственная (проектно-технологическая) практика способствует углублению знаний, умений и навыков в области научного исследования.
Производственная (преддипломная) практика способствует обобщению полученных в процессе обучения знаний, формированию умений систематизировано применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности психолога в сфере образования, анализировать научно-практическую литературу, осваивать методы и методики исследования объектов психолого-педагогической деятельности, обобщать полученные результаты и представлять их в виде докладов, статей на научных, студенческих конференциях.
Базы практик. Образовательные организации