Донецкий государственный университет
Донецкий государственный университет
Кафедра дизайна и арт-менеджмента
Кафедра дизайна и арт-менеджмента
Научная деятельность
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
тема: «Формирование целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности»
шифр темы: 0017D0000213
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и art-менеджмента Трошкин А.В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР:
Современная гуманистическая парадигма образования предполагает овладение педагогами-дизайнерами системными знаниями о закономерных связях человека и природы, миром и обществом, формированием сознательного и ответственного отношения к особенностям становления личности в национальном социокультурном и образовательном пространстве. Поэтому проблема качественной профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров является актуальной.
В связи с этим на современном этапе происходит повышение требований общества к творческому потенциалу высших учебных заведений; интенсивно ведется поиск и разработка оптимального содержания, форм и методов подготовки педагогических кадров, способных к профессиональному творчеству, что способствует самоактуализации и самореализации как педагогов-дизайнеров, так и их воспитанников. В наше время творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей одновременно является и условием, и показателем интенсивного обновления педагогического труда.
Проблемой исследования является формирование целостной готовности педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.
Актуальность и целесообразность исследования обусловлена необходимостью преодоления противоречий между: социальным заказом высшей школы на педагога-дизайнера, способного к учебно-творческой деятельности и реальным уровнем профессиональной готовности к проявлению профессионального творчества выпускников соответствующих вузов; осознанием педагогами вуза необходимости в создании на занятиях педагогических условий для формирования целостной профессиональной готовности и отсутствием у преподавателей глубоких знаний в сфере решения этой задачи; осознанием руководителями педагогических высших учебных заведений необходимости в обеспечении личностно ориентированного характера подготовки будущих педагогов-дизайнеров и наличием в высшей школе соответствующих учебных программ и технологий, разработанных на индивидуально-ориентированной и интегрированной основах.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров в высших учебных заведениях.
Предмет исследования – условия формирования целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности на базе кафедры дизайна и art-менеджмента ДонНУ.
Гипотеза исследования – формирование целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности будет эффективным при следующих условиях: внедрении комплексного подхода к воспитательным принципам (культурологическим, искусствоведческим и художественно-эстетическим) развития педагогического образования; обеспечении и реализации теоретического и методического оснащения; побуждении студентов к творческому решению педагогических задач, содействии развитию тех способностей, которые необходимы для творческой деятельности; реализации комплекса приемов и средств, направленных на формирование готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально разработать условия формирования целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние решения проблемы в теории и практике, уточнить сущность и содержание понятий «целостная готовность», «профессиональная деятельность», «профессиональная готовность».
2. Теоретически обосновать модель целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.
3. Определить критерии и уровни готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного педагогического обеспечения формирования целостной готовности будущих педагогов-дизайнеров к профессиональной деятельности.
5. Разработать соответствующие методические рекомендации для преподавателей вузов.
КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА И ART-МЕНЕДЖМЕНТА ДОННУ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
1. Теория и история становления дизайнерского образования:
2. Культурологические и художественно-эстетические основы развития дизайнерского образования на современном этапе:
3. Инновационные технологии и методика организации учебно-воспитательного процесса в системе дизайнерского образования:
Выставки и проекты преподавателей кафедры дизайна и art-менеджмента
Научная деятельность преподавателей кафедры дизайна и art-менеджмента