Новости университета

Кафедра высшей математики иметодики преподавания математики
История кафедры ВМиМПМ

Вы здесь

История кафедры

Кафедра высшей математики и методики преподавания математики основана 24 сентября 1949 г.

Первым заведующим кафедрой высшей математики был Бородин Алексей Иванович. Кафедра обеспечивала математическую подготовку на физическом, химическом, биологическом и экономическом факультетах, а на математическом факультете проводила подготовку учителей математики. Преподавателями кафедры читались курсы высшей математики, аналитической геометрии, методики преподавания математики.

Главными направлениями в научно-исследовательской работе кафедры в 1963-1975 гг. были: история математики и методика преподавания математики.

Кафедра имела тесные связи со школами города и области. Преподаватели кафедры готовили тексты для районных, городских, областных олимпиад по математике, работали в жюри областных олимпиад.

В связи с появлением новых сотрудников на кафедре с 1968 года появляются новые темы исследований в области теории вероятностей, теории упругости и на длительное время одной из основных кафедральных тем становится тема «Метод управляющих тестов в обучении математическим дисциплинам» (руководитель Ю.А. Палант).

С октября 1972 года по май 1975 года кафедру возглавлял Пуляев Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент. Преподаватели кафедры активно начинают применять в учебном процессе технические средства и программированное обучение.

С мая 1975 года по 1982 год кафедру возглавляла доктор физико-математических наук, профессор Косачевская Елена Александровна.
 

Е.А. Косачевская очень много сделала для развития научного потенциала кафедры. В это время при кафедре открывается аспирантура; разрабатываются такие научные темы:
  теория фильтрации неньютоновских жидкостей;
  напряженное состояние конечных многосвязных сред;
  алгебраические структуры с ассоциативными операциями и их применение;
  метод управляющих тестов.
 
При кафедре работает научный семинар “Механика неньютоновских жидкостей”, в котором кроме преподавателей принимают участие и студенты IV–V курсов, которые пишут курсовые и дипломные работы по данной тематике.

Совершенствуется методическая работа кафедры. С переходом на кафедру профессора Е.А. Косачевской курс лекций и практических занятий по дифференциальной геометрии на математическом факультете обеспечивает кафедра высшей математики.

С 1983 по 1992 год кафедрой снова руководит Бородин Алексей Иванович, которому в 1978 году было присвоено звание профессора без защиты докторской диссертации. Особенно следует отметить его роль в формировании интереса к математике студентов и школьников. А.И. Бородин создал творческие коллективы по подготовке к изданию учебников и учебных пособий для студентов и школьников, которые плодотворно и творчески работали на протяжении трех десятилетий. Им самым и в соавторстве напечатано более 300 научных работ.
 

В 1993 году кафедру возглавил Горр Геннадий Викторович, доктор физико-математических наук, профессор. Кафедра выполняет научные исследования по темам:
  Исследование некоторых классов линейных и нелинейных задач аналитической механики и математической физики (руководитель – проф. Горр Г.В.).
  История и методология математики (руководитель – проф. Бородин А.И.).
  Исследование особенностей профильного обучения математике учеников 10-11 классов (руководитель – доц. Павлов А.Л.).
 
По результатам исследования напечатаны 215 научных и научно-методических работ. Преподаватели кафедры, а также студенты принимали участие в международных и всеукраинских конференциях.

В июне 1999 года кафедра высшей математики значительно расширилась и стала называться кафедрой высшей математики и методики преподавания математики. На кафедре открываются две специализации: «Математическое моделирование» и «Профильное обучение математике». Это вызвало внедрение новых спецкурсов, в которых рассматриваются актуальные дидактические, технологические, экологические и экономические модели.

Особенно активно с 2000 года развивается научное направление эвристико-дидактического конструирования под руководством Е.И. Скафы. Преподаватели кафедры вместе со студентами разрабатывают обучающие и корректирующие компьютерные программы для учащихся общеобразовательных школ. Е.И. Скафа много внимания уделяет работе с творческими группами учителей математики Донецкой области. К разработкам в области эвристического конструирования привлекаются учителя, ученики, студенты, будущие учителя математики. На кафедре создается единая система непрерывной подготовки студентов (3-5 курсы), будущих учителей математики к работе с компьютерно-ориентированными системами учебного назначения.

На факультете открывается областное подразделение – консорциум «Школа-Университет», к работе которого привлекаются учителя, студенты, психологи, преподаватели кафедры.

С 2008 года кафедру возглавила доктор педагогических наук, профессор Елена Ивановна Скафа.