НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кафедра дополнительного образования является выпускающей по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Профиль: Педагог дополнительного образования) и 44.04.01 Педагогическое образование (Магистерская программа: Педагогика дополнительного образования). Данные направления ориентированы на подготовку высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями в области современной педагогики, теории и методики обучения в системе дополнительного образования, знающего современные информационные и коммуникационные технологии, владеющего теоретическими и практическими знаниями для определения и решения исследовательских задач в области образования, владеющего арсеналом управления образовательным процессом с применением инновационных методов и приемов преподавания.
В рамках этих направлений преподаватели кафедры предоставляют студентам возможность получить современные глубокие знания и профессиональный опыт по направлению: Педагог дополнительного образования и активно самореализоваться на современном рынке труда.
Бакалавриат 44.03.01 Педагогическое образование (Профиль: Педагог дополнительного образования)
- очная и заочная формы обучения на базе среднего общего образования (срок обучения - 4 года)
- очная и заочная формы обучения на базе среднего профессионального образования (срок обучения - 3 года).
Требования к уровню подготовки абитуриентов, необходимому для освоения программы бакалавриата:
Лица, имеющие аттестат о среднем образовании или диплом среднего профессионального образования и желающие освоить образовательную программу бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Профиль: Педагог дополнительного образования), зачисляются в бакалавриат по результатам конкурсных испытаний с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций:
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,
- способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию гражданской идентичности в поликультурном социуме;
Метапредметные: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
- способность их использования в познавательной и социальной практике,
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Предметные: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, овладение терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Поступающий, имеющий диплом среднего профессионального образования должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
- Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Профессиональными компетенциями:
- Определять цели и задачи, планировать занятия.
- Организовывать и проводить занятия.
- Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
- Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
- Анализировать занятия.
Выпускники бакалавриата могут работать:
педагогами дополнительного образования детей и взрослых и выполнять профессионально-функциональные обязанности согласно классификатора профессий по следующим направлениям:
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. В списке обязанностей — отбор учеников (обычно это предполагает работу в комиссии), подготовка учащихся к соревнованиям, конкурсам, выставкам и другим мероприятиям, помощь в развитии талантов и в коррекции поведения, разработка образовательных программ, оценка и аттестация учеников, консультирование детей и их родителей (в том числе на родительских собраниях), организация и проведение досуговых мероприятий.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления не учит детей сам, а помогает в работе своим коллегам. Он изучает рынок услуг дополнительного образования, разрабатывает программы и формирует предложения, которые, на его взгляд, будут пользоваться спросом. Также он консультирует педагогов, оценивает и утверждает или отклоняет разработанные ими программы, подбирает курсы переподготовки или повышения квалификации для специалистов. Кроме того, в его обязанности входит посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, которые проводят педагоги дополнительного образования, а также разработка рекомендаций по улучшению этих мероприятий и уроков.
- Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления разрабатывает и проводит массовые мероприятия (выставки, соревнования и пр.), организует набор учащихся и следит за тем, чтобы все группы были укомплектованы, привлекает новых учеников, взаимодействует с органами власти, социальными партнерами и другими организациями по вопросам образования и проведения мероприятий. Кроме того, такой специалист контролирует и координирует работу педагогов и анализирует результаты реализации образовательных программ.
Выпускники бакалавриата могут поступить в магистратуру по направлениям 44.04.01 Педагогическое образование (Магистерская программа: Педагогика дополнительного образования).
Магистратура 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа: Педагогика дополнительного образования)
- очная и заочная форма обучения на базе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование (Профиль: Педагог дополнительного образования).
Магистерская программа направлена на углубление и расширение знаний, овладение современной методологией и технологией педагогических и методических исследований, что развивает способности проектировать и реализовывать учебную деятельность в системе дополнительного образования.
Выпускники магистратуры «Педагогика дополнительного образования» могут работать:
педагогами дополнительного образования детей и взрослых и выполнять профессионально-функциональные обязанности согласно классификатора профессий по направлениям подготовки, сформулированными в разделе бакалавриат, а так же следующим направлениям:
- осуществлять преподавательскую деятельность по направлениям педагогики дополнительного образования;
- руководителями учреждений и организаций дополнительного образования;
- методистами образовательных учреждений, методических и учебно-методических кабинетов (центров);
- центрами интеллектуального развития и работы с одаренными детьми.