Донецкий государственный университет
Донецкий государственный университет
Кафедра специального (дефектологического) образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
Учебная деятельность
Кафедра специального дефектологического образования Института педагогики является выпускающей и обеспечивает проведение всех видов учебных занятий по 54 курсам.
Кафедра имеет в своем распоряжении фонд учебной и методической литературы, формируется база справочных и специальных периодических изданий, в перспективе планируется создание учебно-дефектологической лаборатории и студенческого научного кружка «ДефектологиЯ», деятельность которого направлена на формирование положительной мотивационной готовности к предстоящей профессиональной деятельности, раскрытие научного потенциала студентов, их способностей к научно-исследовательскому поиску.
Кафедра имеет профессиональные связи со специальными образовательными учреждениями, на базе которых студенты имеют возможность пройти практику, познакомиться с особенностями работы дефектолога и получить первый профессиональный опыт.
Базами практики кафедры специального дефектологического образования являются образовательные учреждения различного типа (средние общеобразовательные школы-интернаты, специальные коррекционные школы, муниципальные образовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения и т.п.), реабилитационные и развивающие центры, больницы и поликлиники, социальные службы и пр.
Наши студенты в процессе обучения получат высокую профессиональную подготовку и будут уметь осуществлять
- коррекцию нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор учебно-методического обеспечения;
- изучение, образование, развитие, абилитацию, реабилитацию и социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты;
- разработку индивидуальной образовательно-коррекционной программы, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор и создание учебно-методического обеспечения;
- психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Следует отметить, что работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня является востребованной и высокооплачиваемой.
Сфера деятельности педагога-дефектолога очень широка: такие специалисты востребованы в школах-интернатах, специальных коррекционных школах, дошкольных образовательных учреждениях, реабилитационных и развивающих центрах. В услугах дефектолога часто нуждаются не только государственные образовательные учреждения, но и частные детские сады и школы, а также медицинские учреждения (больницы, поликлиники, центры и т.п.). Кроме этого специалисты-дефектологи ведут частную практику, оказывая личностно-ориентированную педагогическую помощь детям с нарушениями физического или психического развития, а также их родителям, подбирая наиболее эффективные пути решения трудностей в воспитании и обучении детей.